Будет ли успешной приватизация «Совкомфлота»?
Приватизация части акций судоходной группы пройдет в виде размещения на Московской бирже, компания намерена выручить не меньше 500 млн долларов. Власти обсуждали и готовили приватизацию судоходной группы больше десяти лет
Читать на полной версииО приватизации «Совкомфлота» начали говорить еще в далеком 2007 году. Это было время моды на IPO, когда российские компании одна за другой становились публичными. Но тут наступил мировой финансовый кризис, и выход корпорации на рынок отложили. Лет десять назад приватизацию снова начали активно обсуждать. Но так и не смогли решить, кому достанутся деньги от продажи — государству, у которого до сих пор 100%, или самой компании. А потом наступил уже российский экономический кризис, и продажу снова отложили.
Еще никак не могли прийти к единому мнению о размере пакета. Собирались продавать то 25%, то 75%. И вот многострадальное IPO «Совкомфлота» все-таки состоится. Как сообщила компания, она намерена разместить акции на Московской бирже не менее чем на 500 млн долларов. Исходя из экспертной оценки, продать могут до 10%.
И это редчайший случай, когда после приватизации акции уходят не стратегическому инвестору, которого обычно кулуарно определяют заранее, а всем желающим. Комментирует генеральный директор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.
Деньги от продажи пойдут самой компании на погашение долгов и новые индустриальные проекты. Вероятно, они связаны с Северным морским путем. В прошлом году «Совкомфлот» создал совместное предприятие с «Новатэком». СП будет управлять газовозами, которые повезут сжиженное топливо с проекта «Арктик СПГ-2». В этом свете размещение акций «Совкомфлота» может заинтересовать многих. И дело не только в перевозках топлива.
Сейчас, когда между США и КНР идет экономическая война, альтернативный коридор для доставки китайских товаров в Европу по Севморпути может стать востребованным, замечает директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Максим Худалов.
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА «Появление альтернативного маршрута, который бы позволял безопасно и быстро проводить грузы между Китаем и Европой, — это достаточно хороший шанс, опять же, для России стать большим транспортным коридором, а для компаний, которые в основном обслуживают этот маршрут, существенно увеличить свои доходы. Поэтому мне кажется, что предложенная оценка справедлива, и перспективы роста котировок, в общем-то, просматриваются».
Приватизацию, вероятно, откладывали еще и потому, что до последнего времени судоходная группа была убыточной. В 2018 году убыток составил больше 45 млн долларов. Но уже в прошлом году компания получила прибыль в 225 млн в американской валюте. И значительный вклад в это внесла как раз перевозка сжиженного природного газа.
Кроме того, «Совкомфлот» пообещал инвесторам щедрые дивиденды в половину от своей прибыли. И по итогам этого года планирует заплатить акционерам все те же 225 млн долларов. Из чего можно сделать вывод, что цель компании — увеличить свою прибыль в два раза. Так что вполне резонно предположить, что IPO «Совкомфлота», которое «запрягали» 13 лет, «поедет» хорошо.