Венецианский кинофестиваль как первое масштабное мероприятие, проведенное по правилам нового времени
Главную награду получила китайский режиссер из США Хлоя Чжао за фильм «Земля кочевников». Гран-при достался мексиканцу Мишелю Франко за «Новый порядок», а специальный приз жюри — российскому режиссеру Андрею Кончаловскому за картину «Дорогие товарищи!»
Читать на полной версииКак говорят участники 77-го Венецианского кинофестиваля, маски нельзя было снимать нигде. За этим бдительно следили. Надевать маску приходилось между затяжками во время курения и после каждого съеденного куска, а к тем, кто пытался снять маску в темноте во время киносеанса, тактично подходили охранники и просили ее надеть. Один из немецких журналистов даже пошутил, что итальянцы стали немцами, имея в виду немецкий порядок — Ordnung muss sein.
Кроме обычных на вечеринках было много масок в пайетках. Самой красивой и бесполезной маской отличилась Тильда Суинтон. Британская актриса, презентуя фильм Педро Альмодовара «Человеческий голос», использовала скорее маскарадную золотую маску в виде ажурной бабочки на палочке.
Тильда Суинтон, получив золотого льва на Венецианском фестивале, завершила свою речь словами:
— mедик на выезде спн and mcu (@pten_pten) September 7, 2020
— Да здравствует Венеция! Кино, кино, кино! Ваканда навеки! Ничего, кроме любви. pic.twitter.com/KRMSaoaRh0
Андрей Кончаловский, который получил спецприз жюри, четвертую по значимости награду кинофестиваля, за фильм «Дорогие товарищи!», пришел на церемонию в ярко-красной маске. Его жена — Юлия Высоцкая, которая сыграла одну из главных ролей в фильме, — в белой.
Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая в Венеции pic.twitter.com/hAXLcPq5el
— КИНОАФИША (@Kinoafisha_info) September 9, 2020
Историческая драма «Дорогие товарищи!» рассказывает о расстреле участников демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Генпродюсер картины — Алишер Усманов. Кончаловский подчеркнул это, даже получая награду.
Соцсети тем временем обуждают заявления Кончаловского о том, что зря Хрущев развенчал культ личности Сталина. Комментирует кинокритик Ольга Шакина.
Ольга Шакина кинокритик «Эти слова абсолютно повергли всех в недоумение, потому что там есть героиня Юлии Высоцкой, она сталинистка, которая проклинает хрущевские времена, говорит, что вот при Сталине ни разу цены не повышали, а сейчас только этим и занимаются, вот бы Сталина вернуть, говорит она. И, разумеется, никто это не воспринимал всерьез, то есть понятно, что режиссер не может солидаризироваться с героиней, не может с ней идентифицироваться, она не его мадам Бовари, скажем так. Я не знаю, видимо, фильм оказался умнее режиссера, потому что все события фильма поэтапно приводят героиню к тому, что мир гораздо сложнее, чем ей представляется. Там она даже произносит слова: ну что же тогда делать, все взорвать и строить заново? — говорит она про коммунизм. И слова Кончаловского, который начал абсолютно отрицать, что этот фильм имеет хоть какое-то отношение к сегодняшнему дню. Хотя смотришь ты совершенно универсально. Они тоже всех поразили».
Награду на Венецианском фестивале получил еще один российский фильм — «Китобой» Филиппа Юрьева. Картина снята на Чукотке и рассказывает о подростках-китобоях, живущих в крошечном селе в пяти часах полета от Анадыря. Один из парней знакомится на сайте для взрослых с веб-моделью из США и направляется к ней в Детройт. Девушку играет Кристина Асмус. Остальные актеры — непрофессионалы. Вот что об этом рассказал сам режиссер Филипп Юрьев.
Филипп Юрьев режиссер «Только во время съемок я просто осознал, насколько это безумная авантюра. Мы работаем с подростками, мы работаем с ребятами из достаточно трудных семей, они чукчи, у них переходный возраст, и это невероятно трудно. Надо было дать им возможность импровизировать, дать им возможность быть самими собой. Потому что, если ты продолжаешь быть режиссером, который пытается проконтролировать каждое слово, ничего не получается. И на монтаже часто было, что был один дубль какой-нибудь. Но когда он был, было очевидно, что он работает».
Главная награда Венецианского кинофестиваля — «Золотой лев» — досталась фильму «Земля кочевников» режиссера американо-китайского происхождения Хлои Чжао. Многие критики прочили фильму минимум приз за лучшую женскую роль. Ее сыграла обладательница двух «Оскаров» Фрэнсис Макдорманд.
Картина «Земля кочевников» о том, как живут люди в закрытом индустриальном городе в США, и кризис 2008 года лишил их работы. Героиня садится в свой минивэн и путешествует по Америке, берясь за любую работу и общаясь с людьми, оказавшимися в похожей ситуации.
Недостаток картины — перебор с сантиментами, говорит кинокритик Егор Беликов.
Егор Беликов кинокритик «Земля кочевников» — действительно один из лучших фильмов Венецианского фестиваля, я бы не сказал, что лучший для меня, мне кажется, что он все же чуть-чуть слишком сентиментальный, хотя эта сентиментальность уравновешивается меланхоличностью и без преувеличения гениальной ролью Фрэнсис Макдорманд, это очевидно, прямо ее фильм, от начала до конца ею же придуманный, сыгранный, изображенный и так далее. И большей частью это награда Макдорманд, чем режиссера».
Также кинокритики отмечают потрясающую игру Ванессы Кирби, которая получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в фильме «Фрагменты женщины» режиссера Корнеля Мундруцо. Ну а критики моды отметили, что в этом году особенной популярностью у актрис пользовались струящиеся шелковые платья с высоким разрезом до бедра.