В РАН опровергли поставки Великобританией компонентов к космическому телескопу «Спектр-УФ» в Россию в обход санкций
Как объяснил Business FM заместитель директора Института астрономии РАН Михаил Сачков, заказ был сделан на другие компоненты, не попавшие под ограничительные меры
Читать на полной версииВ Институте астрономии РАН Business FM опровергли данные некоторых СМИ о том, что Великобритания начала поставки компонентов космической ультрафиолетовой обсерватории «Спектр-УФ» в Россию в обход санкций.
Контракт был заключен еще в 2014 году, но из-за введения санкций компания E2V Technologies не смогла поставлять изначально запланированную электронику. В итоге пришлось сделать заказ на другие компоненты, не попавшие под санкции, объясняет заместитель директора Института астрономии РАН Михаил Сачков.
— В 2014 году, когда пришли санкции, мы были вынуждены работать только с тем, с чем можно работать. И вся история очень старая, ее сейчас совершенно ложно подняли. Есть контракт, который был на поставку летных образцов, деловой контракт у России и Великобритании, ни под санкциями, ни под чем.
— Откладывались ли сроки запуска из-за санкций?
— У нас сейчас идет все абсолютно по плану, на нас сейчас это никак не влияет. Наши изначальные планы, совсем старые, до 2014 года, ну да, жизнь нас поправила, мы были слишком оптимистичны в те годы. Этот телескоп диаметром зеркала 1,7 метра для спектроскопии и снимков небесных объектов. Задач много у него. Одна из таких понятных и важных задач, и очень популярных и важных на сегодняшний день, это экзопланеты, планеты вокруг других звезд и их атмосферы. Лучше всего изучать в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Поиск биомаркеров, которые можно считать признаками жизни на этих планетах, условными признаками, это как кислород, вода. Если будут обнаружены такие элементы на этих планетах с помощью нашего телескопа, можно говорить ученым о том, что потенциально на таких планетах может быть и жизнь.
Чтобы использовать только разрешенные к поставкам компоненты, конструкторам пришлось менять «дизайн инструментов», проще говоря, менять конструкцию. Теперь вопрос в том, скажется ли это на функциональных возможностях телескопа, говорит эксперт космической отрасли, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.
— Дизайн в данном случае — это такой прямой перевод с английского, речь идет, скорее всего, о смене конструкции. Соответственно, в конструкции использованы не те микросхемы и компоненты, которые подпадают под санкции, а что-то другое, что разрешено для поставки в Россию. И именно поэтому, из-за того, что там поменялись эти компоненты, в общем-то, поменялась и конструкция. Вопрос теперь другой, насколько это скажется на характеристиках и на параметрах, на чувствительности телескопа, разрешающей способности и так далее. Не зря же мы сначала пытались получить и использовать те компоненты, которые попали под санкции. Нам запрещена поставка радиационно стойкой электронной базы. Мы можем взять обычные электронные компоненты, но заключить их в свинцовую оболочку, в свинцовый кожух, снижающий радиацию, мы вроде как получим на выходе то же самое, но конструкция будет гораздо более тяжелая за счет этого свинца. Это такой абстрактный пример.
— Еще с чем-то были проблемы в связи с санкциями?
— У нас вся компонентная база под спутники импортная. У нас проблема с ГЛОНАСС, с разведывательными спутниками, которые мы не смогли создать, потому что зарубежная компонентная база не доступна, а на нашей мы не стали вписываться в весовые ограничения. Что касается космической техники, то санкции по нам бьют очень сильно, вплоть до того, что были расследования о том, что мы, допустим, берем китайские компоненты, на границе перебиваем нашу отечественную маркировку. Наших, отечественных возможностей совершенно не хватает.
Астрофизическая обсерватория «Спектр-УФ» — третий проект федеральной программы «Спектр». Первый телескоп «Радиоастрон» был запущен в 2011 году и проработал в космосе семь лет, второй — «Рентген-Гамма» — и сейчас выполняет свои задачи. Запуск «Спектра -УФ» планируется в 2025 году, когда подойдет к концу ресурс его аналога — космического телескопа «Хаббл».