«Золотого льва» — главную награду Венецианского кинофестиваля — получил фильм «Земля кочевников» китайского режиссера из США Хлои Чжао, сообщается в Twitter фестиваля.

Главную роль в картине исполняет обладательница двух «Оскаров» Фрэнсис Макдорманд. Ее героиня отправляется в путешествие по западу Америки на своем фургоне после того, как разорилась во время финансового кризиса 2008 года. Фильм сняли по книге журналистки Джессики Брудер, которая несколько лет наблюдала за жизнью современных кочевников.

О том, оправдала ли ожидания первая премия, говорит кинокритик Егор Беликов.

Егор Беликов кинокритик «Земля кочевников» — действительно один из лучших фильмов Венецианского фестиваля, я бы не сказал, что лучший для меня, мне кажется, что он все же чуть-чуть слишком сентиментальный, хотя эта сентиментальность уравновешивается меланхоличностью и без преувеличения гениальной ролью Фрэнсис Макдорманд, это очевидно, прямо ее фильм, от начала до конца ею же придуманный, сыгранный, изображенный и так далее. Мне кажется, что в конкурсе были и более примечательные работы, которые вообще не отметили. Например, картина «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской, или фильм, который наградили все же премией за лучшую женскую роль, там Ванесса Кирби удивительным образом сыграла женщину, у которой случается выкидыш в картине «Части женщины», но, в целом, мне кажется, что номинации и лауреаты более чем предсказуемые. Третий год подряд в Венеции выигрывает американское кино, даже в тот год, когда почти никто не поехал из голливудских студий, только два или три фильма были в основном конкурсе, которые были американские, этого очень мало, потому что обычно Венецианский фестиваль — это такой трамплин перед «Оскаром». С другой стороны, в этом году Венецианский фестиваль в целом слабый, мне кажется, что победа «Земли кочевников» в данном случае симптоматична, потому что тупо в конкурсе не было почти ничего альтернативного, выбирали из того, что было, и большей частью это награда Макдорманд, чем режиссера, хотя раньше «Золотой лев» был показателем статусности, если у тебя вся замечательно складывается, ты там дальше существуешь уже в формате нео-классик».

Специальный приз жюри, четвертую по значимости награду кинофестиваля, вручили фильму российского режиссера Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». Историческая драма рассказывает о расстреле участников демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Рабочие вышли на улицы города, требуя повысить зарплату и улучшить условия жизни. По ним открыли огонь, 26 человек погибли, десятки были ранены.

Одну из главных ролей в фильме сыграла жена режиссера Юлия Высоцкая. Генеральный продюсер картины — Алишер Усманов. Кончаловский подчеркнул это, даже получая награду.

В соцсетях обсуждают заявления режиссера о том, что зря Хрущев развенчал культ личности Сталина. Об этом и о фильме «Дорогие товарищи» Business FM поговорила с кинокритиком Ольгой Шакиной, которая сейчас находится в Венеции.

— Он просто лидировал в кинокритических рейтингах, все были потрясены какое это не просто социальное важное высказывание, но это действительно и формально классно сделанный фильм. То есть там все эти события в Новочеркасске показываются не изнутри рабочих, не изнутри толпы, а камера наблюдает за тем, как беспомощно советские власти пытаются решить эту проблему, как они беспомощно и бесчеловечно действуют. По моему мнению, это еще и очень важный фильм для Италии, для Европы. В принципе в Италии очень сильна левая традиция, очень много сильно убежденных людей, что Советский Союз был прекрасным государством, ну, может быть, с какими-то недочетами, а теперь они видят, что государство это было совершенно антинародное, так что для всех это было потрясение. Слова Кончаловского, который начал абсолютно отрицать, что этот фильм имеет хоть какое-то отношение к сегодняшнему дню, хотя смотрится совершенно универсально, они всех совершенно поразили. Что касается специального приза жюри, на самом деле это приз такой почетный, потому что специальный приз жюри присуждают фильмам, которые не награждают по всем остальным категориям, то есть отметить его хотели, но, например, лучшую режиссуру ему не присудили, хотя и говорили очень многие о том, что будет лучшая женская роль, но вот этого тоже не случилось.

— Кончаловский говорил, что развенчание культа личности Сталина было очень неудачным решением Хрущева, на это реагировали?

— Эти слова повергли всех в недоумение, потому что там есть героиня Юлии Высоцкой, она сталинистка, которая проклинает хрущевские времена, говорит, что вот при Сталине ни разу цены не повышали, а сейчас только этим и занимаются, вот бы Сталина вернуть, говорит она, порядок будет. И, разумеется, никто это не воспринимал всерьез, то есть понятно, что режиссер не может солидаризироваться с героиней, не может с ней идентифицироваться, она не его мадам Бовари, скажем так. Я не знаю, видимо, фильм оказался умнее режиссера, потому что такое часто бывает, кстати говоря, потому что все события фильма поэтапно приводят героиню к тому, что мир гораздо сложнее, чем ей представляется, не буду вам говорить какие-то спойлеры. Там она даже произносит слова, которые заставили многих вспомнить о «Догвилле» Ларса фон Триера, когда там Грейс говорит всех расстрелять, город сжечь. А героиня Высоцкой говорит: ну что же тогда делать, все взорвать и строить заново? Говорит она про коммунизм. Просто все очень удивились, никто не осуждал Кончаловского, но, может быть, подумали, что вот человек пожилой.

77-й Венецианский кинофестиваль проходил со 2-го по 12 сентября. Жюри конкурса возглавляла австралийская актриса, лауреат двух «Оскаров» Кейт Бланшетт.

Из-за коронавируса часть программы перенесли в онлайн, а в кинозалах зрители сидели с соблюдением социальной дистанции и в защитных масках, у некоторых они были подобраны к нарядам. В СМИ Венецианский кинофестиваль уже называют чудом, подчеркивая его эксклюзивность и невозможность в условиях продолжающейся пандемии.