Когда глава Минпромторга Денис Мантуров излагал президенту свои планы по маркировке алкоголя, он не упомянул, что алкоголь и так маркируется. Уже четверть века. Это всем известные акцизные марки, которые появились на бутылках еще в середине 1990-х.

Наличие такой марки доказывает, что спиртное произведено легально и с него уплачены налоги. Более того, несколько лет назад в России заработала ЕГАИС — система, которая отслеживает движение каждой бутылки от производителя до потребителя. Когда в бутылку на заводе наливают напиток, то эта информация появляется в системе. А когда при продаже в магазине продавец отсканирует марку, то в ЕГАИС появляется запись, что бутылка вышла из оборота.

Правда, у нас пока не маркируют пиво, хотя эксперименты уже были. Опрошенные пивовары не очень понимают, зачем это нужно. Во-первых, само производство тоже отражается в системе ЕГАИС. Во-вторых, правительство ставит главной целью борьбу с контрафактом. Но подделывать пиво в принципе нерентабельно, это дешевый напиток. А в-третьих, маркировка — это расходы, которые лягут на потребителя.

Комментирует директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

Ораз Дурдыев директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes «Те цели и задачи, которые ставятся перед этой маркировкой, в большей степени направлены на устранение контрафакта. Известный факт, что в пиве контрафакт отсутствует как таковой, то есть пиво не подделывают. Что касается затрат, которые понесут пивовары, то это огромная сумма. По расчетам, это порядка 1 млн долларов на каждую линию. Если смотреть, что средний завод — это порядка десяти линий, — ну, вы видите... Это только с точки зрения установки этого оборудования».

В России есть единый оператор системы маркировки товаров — это Центр развития перспективных технологий: 50% у Алишера Усманова и еще по 25% принадлежат «Ростеху» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Но есть и еще один игрок — это «Микрон», входящий в АФК «Система» Владимира Евтушенкова.

По задумке Минпромторга, о которой СМИ сообщили летом, алкоголь будут помечать новым поколением марок, так называемыми RFID-метками. Это устройства с микрочипами. А информацию, которая на них содержится, можно будет по беспроводной связи отсканировать даже на расстоянии. Зачем, правда, не очень понятно. Производитель чипов — «Микрон». Стоить эти марки будут порядка 10 рублей за штуку.

О том, как это может отразиться на ценах на алкоголь, рассуждает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Марки радиочастотные, о которых уже не первый год говорят в Минпромторге, вроде бы только производство этих марок стоит в пределах 10 рублей, насколько я помню. Это сам Минпромторг говорил. И на шубе, на ботинках, наверное, если товар стоит много тысяч рублей, то 10 рублей — это несущественно. Но если товар стоит, например бутылка пива, 50 рублей и 10 рублей марка, знаете, это бульон из яиц, и выеденного яйца такое решение не стоит. Это совершенно неправильно».

Как бы то ни было, либо с обычными штрихкодами, либо с радиочастотными метками, но за ближайшие четыре года в России должна произойти сплошная маркировка товаров. Причем, как это у нас обычно водится, одна система будет дублировать функции другой. Например, молочники не так давно просили не вводить маркировку своей продукции, потому что уже есть система «Меркурий», куда заносятся электронные ветеринарные сертификаты.

Власти отчасти пошли навстречу и перенесли маркировку молока на следующий год. Но в том, что это рано или поздно произойдет, сомнений нет. Равно как и в том, что власти готовы промаркировать и те товары, которые уже и так промаркированы.

Плюс к этому у всех продавцов установлены онлайн-кассы, это еще одна система контроля, которая видит каждый проданный товар. Вот только прогресс не стоит на месте, и завтра могут придумать какую-нибудь новую систему. А судя по действиям наших властей, они придерживаются принципа «нет предела совершенству».