Обновлено в 17:05

Российский политик Алексей Навальный был постепенно выведен из искусственной комы. Об этом сообщили врачи берлинской клиники Charite.

Его отключили от аппарата ИВЛ. Состояние здоровья Навального улучшилось, он стал реагировать на обращения окружающих, заявили медики. Однако долгосрочные последствия произошедшего оценивать пока рано, отметили медики.

Навальный был в коме больше двух недель — с 20 августа. Ему стало плохо во время полета на борту самолета Томск — Москва. Затем лайнер экстренно сел в Омске, где политика госпитализировали. Спустя два дня его перевезли в Берлин.

2 сентября власти Германии заявили, что Навальный был отравлен нервно-паралитическим веществом из группы «Новичок». Российские врачи заявили, что до попадания в больницу оппозиционер сидел на диете, и у него возникли проблемы с пищеварением.

О выведении пациентов из состояния искусственной комы рассказывает главный врач клиники «К+31», анестезиолог-реаниматолог Борис Чурадзе.

Борис Чурадзе главный врач клиники «К+31», анестезиолог-реаниматолог«Сама по себе правильно проводимая седация, или искусственная кома не повреждает головной мозг, а оберегает и защищает его. Это как анестезия во время хирургического вмешательства. О каких-то сроках говорить сложно, есть примеры, когда пациенты в интенсивной терапии на искусственной вентиляции легких по разным причинам подвергаются этой седации много месяцев, а иногда и лет. И затем возвращаются к обычной деятельности, и их неврологический статус, и их нервно-психическая деятельность возвращаются к обычным своим показателям. Существует комплекс мероприятий, который обязателен при проведении седации. Это определенное положение, смена положения пациента, это профилактика разных осложнений и так далее. Это огромный комплекс мероприятий, который осуществляется персоналом в отделении интенсивной терапии, но сам по себе факт проведения седации не опасен для здоровья. Главное, чтобы все делалось грамотно, корректно и профессионально».

Навального погрузили в искусственную кому врачи в Омске, после чего он был транспортирован в берлинскую клинику Charite. Последствия медикаментозной комы могут зависеть от использованных лекарств, но вряд ли будут серьезными, говорит руководитель Клинического центра анестезиологии и реаниматологии НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии медицинского факультета СПбГУ Вячеслав Афончиков.

Вячеслав Афончиков руководитель Клинического центра анестезиологии и реаниматологии НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии медицинского факультета СПбГУ «Комой пользуются для того, чтобы снизить потребность головного мозга в кислороде, и таким образом защитить его от гипоксии. Если она грамотно, правильно проводилась с обеспечением нормального искусственного дыхания или вспомогательного дыхания, нормального кровообращения, это можно нормально все перенести, без последствий. Последствия медикаментозной комы могут быть связаны с длительным воздействием лекарств, которые немножко влияют на печень. Если печень изначально больная, могут быть какие-то проблемы с печенью, например. Реже с почками. То есть это уже побочные эффекты того лекарства, которое используется для искусственной комы. Мы не знаем, какое используется, поэтому рассуждать здесь — это как на кофейной гуще погадать. Извините, если бы лечебная методика давала серьезные осложнения с точки зрения повреждения мозга, ее бы не использовали. В умелых руках она относительно безопасна, конечно, и приносит много пользы, если ею вовремя и правильно воспользоваться».

Президент Национальной медицинской палаты России Леонид Рошаль 7 сентября ответил на пост Юлии Навальной, в котором она отвергла идею создать совместную экспертную группу, чтобы установить основную причину состояния ее мужа. «Я не верю, что это некорректное письмо мне написали Вы. Мне о Вас рассказывали другое. Ваше письмо по содержанию не соответствует тому, о чем я писал. Все понимают Ваше состояние. Желаю Алексею Анатольевичу выздоровления и берегите себя», — говорится в его посте. Навальная ранее обвинила Рошаля в том, что он, в частности, «выступает не как врач, а как голос государства» и хочет «не помочь больному», а «выведать информацию».