Прокуратура изъяла книги «Мемориала» на Московской международной книжной ярмарке
Правоохранители пришли на ММКЯ под видом посетителей, а потом предъявили удостоверения. Изъятые книги не имели маркировки «иностранный агент»
Читать на полной версииПрокуратура провела контрольную закупку на Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ). Она проходит в двух шагах от Кремля, в Манеже. Сотрудники столичного ведомства изъяли девять книг на стенде правозащитного общества «Мемориал». Прокурорские работники пришли туда под видом посетителей, а потом предъявили удостоверения.
Изъятые книги не имели маркировки «иностранный агент». Четыре года назад правозащитное общество «Мемориал» было признано организацией — иностранным агентом за финансирование из-за рубежа и политическую деятельность, которой Минюст посчитал заявления «Мемориала» об убийстве Бориса Немцова, о ситуации на Украине и о Сахаровском центре. Статус иностранного агента нужно указывать постоянно и везде, в том числе на книгах.
Среди изъятого на московской выставке — учебник «Каталог музейного дизайна», сборник «Папины письма» — то, что писали родители своим детям из лагерей ГУЛАГа. Эти книги были выпущены еще до внесения «Мемориала» в список иностранных агентов, объясняет исполнительный директор организации Елена Жемкова.
Елена Жемкова исполнительный директор «Мемориала» «Коллизия, которая произошла, она, собственно, в том, что «Мемориал» существует 30 лет, и, конечно, у нас есть очень много хороших книг, редких, изданных до того вообще, как «Мемориал» был внесен в этот реестр, и вообще даже до того, как возникло это законодательство. Тут возникает вопрос: если есть книги, выпущенные раньше, как тогда исполнять законодательство? Но у юристов, надо сказать, есть очень разные позиции. В частности, многие юристы говорят, что, вообще-то, закон не имеет обратной силы и если на книге стоит год издания, то ничего не надо с ней больше делать. Но тем не менее мы посчитали, чтобы быть предельно корректными, у нас существует специальный штамп, и вот на такого рода издания, вышедшие ранее, мы ставим просто штамп. И вот, соответственно, сотрудники прокуратуры отобрали такие ранее изданные книги, не дали нам, вот тут я должна подчеркнуть, мы объясняли, что, когда мы, мы же ведь книги передаем людям бесплатно, мы с людьми разговариваем, и вот когда происходит момент, если человек хочет взять книгу, вот тогда мы ставим штамп. Мы очень просили дать нам возможность поставить штампы, они нам этой возможности не дали».
НКО — иностранные агенты всегда должны указывать свой статус, уверен председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Согласно Административному кодексу, «Мемориалу» может грозить штраф до полумиллиона рублей. Ранее организация была оштрафована на 5 млн рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент» в интернете. Сейчас она оспаривает это решение.
Правозащитное общество «Мемориал» было создано в конце 1980-х годов и занимается исследованием политических репрессий в Советском Союзе. Организация составляет список репрессированных в годы советской власти. Сейчас в нем более 2,6 млн фамилий.
Статус иностранного агента Минюст присваивает сразу по двум признакам — политическая деятельность и зарубежное финансирование. По таким критериям в реестр иноагентов одним из первых попал фонд «Династия» Дмитрия Зимина, который материально поддерживал ученых и популяризировал науку, несколько организаций, которые занимались профилактикой ВИЧ, экологические общества в Ленинградской области, в Сибири и на Сахалине и даже фотоклуб в Омске.