Международные перелеты австралийской авиакомпании Qantas Airways приостановлены как минимум до середины 2021 года. И сейчас, как пишет Bloomberg, перевозчик сдает в аренду один из самолетов Boeing Dreamliner для смотровых полетов над Антарктидой. Экскурсия длится 12-14 часов. Место в бизнес-классе стоит почти шесть тысяч долларов.

Примерно то же самое делает японская ANA Holdings, она запустила полеты на гавайский курорт на Airbus A380, который обычно летает по маршруту Токио — Гонолулу. Борт пролетает вдоль побережья Японии, а экипаж в гавайских рубашках подает пассажирам коктейли. Приземляется самолет через полтора часа обратно в Токио.

Мировая отрасль авиаперевозок из-за коронавируса теряет ежедневно 230 млн долларов, подсчитали в Международной ассоциации воздушного транспорта. В целом в этом году убытки авиакомпаний оцениваются в рекордные 84 млрд долларов. Российские авиакомпании сообщили об убытках за первое полугодие в размере 120 млрд рублей.

Да, внутри страны сейчас можно летать практически в каждом государстве, но это лишь часть дохода. А пока каждый перевозчик пытается выжить любыми способами, говорит исполнительный директор VSK group Максим Тищенко.

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Авиакомпании постараются выжить кто как может. Опять же, нужно не забывать о том, чтобы откусить кусочек от этого пирога у какого-нибудь конкурента. Потому что все понимают, что скорее рано, чем поздно, авиаотрасль выйдет из этого пике, из этого кризиса и начнет потихоньку восстанавливаться. А в какой-то момент она более опережающим темпом начнет расти. Тот уровень, который был «до», мы увидим не в 2021 году, а где-то в 2022 году. Середина года — конец лета, вот так вот».

Вот еще примеры того, как авиакомпании пытаются компенсировать потери: канадская Air North начала доставлять бортовую еду. Пирог с говядиной за семь долларов, сырники за 11, доставка — восемь долларов. А Thai Airways пошла дальше и кормит той самой едой из самолета в своем офисе. Компания оборудовала там ресторан с сиденьями из лайнера. И там клиенты могут услышать тайские вариации на извечный вопрос: курицу ли рыбу?

Та же Qantas Airways продает пижамы, которые обычно выдают пассажирам бизнес-класса. По словам компании, 10 тысяч пижам раскупили за несколько часов. Продают и складные столики из бизнес-класса снятых с производства Boeing 747. Но все это вряд ли поможет, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Естественно, экономического смысла во всех этих мероприятиях особого нет. Да, они пытаются сокращать затраты, пытаются придумывать, и это понятно. Я думаю, что тут никакой панацеи быть не может. Даже если бы они продали миллион пижам, это все равно не заменит им нормальных полетов. С одной стороны, можно посочувствовать: отрасль попала в ситуацию не по своей вине. По большому счету там и так было не все хорошо с рентабельностью, особенно у нас».

Что же касается российских авиакомпаний, то пока альтернативный способ привлечь внимание придумали только в S7. Компания проводит онлайн-перелеты из Москвы в Инсбрук на лайнере Аirbus A320neo в программе Microsoft Flight Simulator. Это некая упрощенная версия настоящих тренажеров для пилотов, в которой достаточно реалистично смоделирована физика полета и пейзажи за окном. Пилот-инструктор авиакомпании параллельно рассказывает, как устроены разные процессы в полете.

И на виртуальные полеты, и на настоящие, но в «никуда» достаточно высокий спрос, говорят участники рынка. Объясняется это тем, что многие люди настолько соскучились по авиаперелетам, что готовы любыми способами воссоздать эту атмосферу. Продолжает психотерапевт, коуч и руководитель Центра психотехнологий Ольга Добрынина.

Ольга Добрынина психотерапевт, коуч, руководитель Центра психотехнологий «Есть люди, которые эмоционально привязаны к полетам, для них это определенная часть их жизни. Допустим, купить ту же пижаму и вспомнить — это некое прикосновение к чему-то очень важному и значимому для людей. Если эти вещи, не знаю как насчет самолетной еды, но вот такие привязки, галочки эмоциональные, тактильные, визуальные, они вполне могут работать как эмоциональная разгрузка».

Эффект полного погружения придумали тайваньские аэропорты. Они предлагают пассажирам пройти реальный процесс регистрации на рейс, включая таможенный досмотр, посещение зала ожидания, поход в дьюти-фри и посадку в самолет. Ощущение того, что «вот-вот, и ты куда-то полетишь», стоит 34 доллара.