Новые возможности для форекс-дилеров и старые риски для клиентов
ЦБ подготовил законопроект, чтобы разрешить форекс-дилерам торговать не только валютой, но и контрактами на ценные бумаги, нефть и золото, пишет РБК. Сейчас они не могут предлагать такие инструменты клиентам и проигрывают конкуренцию зарубежным брокерам
Читать на полной версииФорекс-дилеры — странное явление: в России они вроде бы есть, но их вроде бы нет. Точнее, есть только четыре лицензированные компании: «Альфа-форекс», «ВТБ форекс», «ПСБ-форекс» и «Финам форекс» (все они члены Ассоциации форекс-дилеров).
Почти два года назад Центробанк отозвал лицензии у пяти крупнейших игроков. Говорилось, что они действовали недобросовестно и использовали российские «дочки» для привлечения денег россиян в иностранные структуры в офшорах.
В свою очередь, иностранные структуры под контроль регулятора не попадают и не должны соблюдать достаточно строгие правила. В итоге получается, что те компании, что есть, не могут полноценно конкурировать с зарубежными. РБК приводит такие данные Ассоциации форекс-дилеров: на второй квартал 2020 года у российских форекс-дилеров было 19 тысяч клиентов, а у иностранных брокеров — 500 тысяч, то есть в 26 раз больше.
Согласно одному из ограничений, российские форекс-дилеры могут предложить клиентам только контракты на валюту. Центробанк предлагает его снять. Участники рынка давно задаются вопросом, почему лицензированные компании не могут дать весь спектр инструментов, говорит директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков.
Ярослав Кабаков директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» «Это, наверное, основной вопрос: почему нельзя? Если смотреть на зарубежную практику, если компания соблюдает все законы и все правила, она может заниматься той или иной деятельностью в уведомительном порядке. А второе, что я бы отметил со стороны самих компаний, которые сейчас имеют лицензию ЦБ на форекс-деятельность, проблема в том, что компании, которые зарегистрированы в иностранной юрисдикции, те же кипрские компании либо какие-то другие, абсолютно действуют в своем законодательстве, но при этом ничто не мешает российскому гражданину открыть счет в такой компании».
Клиенты как теряли деньги на этих рискованных операциях, так и теряют. В законопроекте предлагается снизить «плечо» до 1:30, но это вряд ли серьезно защитит клиентов от потерь, считает независимый аналитик Дмитрий Степанов.
Дмитрий Степанов независимый аналитик «На форексе очень большое плечо. Даже 1:30 — это очень большое плечо. Плечо создает очень большую динамику. Если мы видим колебания, допустим, на ММВБ в районе рубля, то важно понимать, что с плечом оно становится просто гигантским, оно кратно увеличивается. А во-вторых, размер депозита в среднем у форекс-компаний в большинстве случаев меньше, чем на брокерском отделении. А что хочет инвестор, который, например, вложил 30 тысяч или 40 тысяч рублей? Конечно, его не устраивают ни 5%, ни 10%, ни 15%. Он принимает риски и реализовывает за счет высокого плеча. Таким образом, получается, что он встречается с рынком и очень быстро теряет свои деньги».
Строгое законодательство должно было защитить клиентов форекс-компаний от потерь, но в итоге они выбирают зарубежные компании, выводят деньги в серую зону, а там их интересы не защищает никто. И предложенные нововведения вряд ли серьезно изменят положение дел.