Российский полицейский резерв для Белоруссии и готовность Лукашенко менять конституцию. Комментарий Георгия Бовта
«Чтобы не спровоцировать новые массовые протесты, видимо, Лукашенко все же придется пойти на нечто большее, чем косметическая правка основного закона»
Читать на полной версииПрезидент Владимир Путин дал интервью Сергею Брилеву для телеканала «Россия 24», рассказав, что по просьбе белорусского президента он создал «резерв» из числа российских силовиков с тем, чтобы прийти на помощь белорусским властям. Однако только при условии, если «экстремистские элементы в Белоруссии перейдут границы, начнут разбой» и ситуация выйдет из-под контроля.
Также он отметил, что Александр Лукашенко готов провести в стране конституционную реформу: «Президент Белоруссии сказал, что он готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы, принятия новой конституции, проведения новых выборов и парламента и президентских выборов на основе этой новой конституции, но за рамки действующей конституции нельзя выходить», — сказал Путин.
Владимир Путин, по сути, впервые развернуто высказался на белорусскую тему после прошедших президентских выборов. Причем уже тогда, когда пик массовых протестов, судя по всему, миновал и власти взяли ситуацию под контроль. Похоже, что все его интервью было организовано специально для того, чтобы расставить акценты в этом вопросе, исходя из сложившейся ситуации. Путин конкретизировал тезис о возможности силовой помощи белорусским властям, дав понять, что речь может идти о помощи полицейской.
Вопреки тому, что теперь утверждает белорусская оппозиция, указывающая, что такая помощь будет противоречить неким международным нормам, на самом деле речь идет о статье 2 Договора о коллективной безопасности, где предусматривается, что таковая может быть задействована не только в случае внешней агрессии против одного из государств-членов, но и в случае угрозы внутренней стабильности.
Правда, до сих до пор из уст представителей российских властей как раз говорилось только о внешней угрозе Белоруссии. В частности, несколько дней назад пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что Москва не видит необходимости в оказании военной помощи властям Белоруссии, сославшись на то, что обязательства по военному содействию, согласно Договору о коллективной безопасности, требуются лишь в тех случаях, когда на страну — участницу договора совершается нападение извне, а вот вмешательство в случае внутренних волнений в договоре не предусмотрено.
Собственно, теперь, российский президент, внося полную ясность в трактовку этого положения Договора, не то чтобы полностью дезавуировал слова своего пресс-секретаря, но сильно его поправил: он все же говорил не о военной, а о полицейской помощи. И теперь, возможно, такая трактовка может иметь прецедентное значение в будущем применительно и к другим странам — членам ОДКБ.
Также российский президент, по сути, однозначно поддержал высказанную Лукашенко готовность провести конституционную реформу, после чего организовать новые выборы парламента и президента. Можно предположить, что общие направления этой реформы уже обговорены между двумя президентами, и обозначены основные параметры эволюции политической системы Белоруссии.
Причем эта эволюция будет происходить в условиях, когда Лукашенко в общем-то обязан Москве тем, что в решающий момент она его вполне однозначно поддержала, в том числе перед Западом. И если он даже постарается это забыть, окончательно расправившись с оппонентами, то из Москвы ему непременно напомнят. Тем более, что в процессе обсуждения белорусского кризиса с европейским лидерами Путин, возможно, тоже давал некие обещания или даже гарантии насчет того, что белорусская ситуация не станет очередной головной болью Европы, а он за ней присмотрит.
Пока трудно судить, сколь далеко пойдет Лукашенко в своих конституционных реформах. Тем более трудно пока судить, закончатся ли они его отходом от власти или сокращением его полномочий. Ранее он говорил о готовности изменить конституцию за два года. В том числе провести децентрализацию власти. Возможно, теперь, после благословения Путина, процесс пойдет быстрее.
Процедурно Лукашенко пока понимает процесс подготовки конституционных реформ сугубо по-советски. В стиле подготовки новой Конституции СССР 1977 года, когда практически готовый текст выставляли на так называемое «всенародное обсуждение». Для, разумеется, «единодушного одобрения». Он выразил готовность вести диалог на эту тему «с представителями трудовых и студенческих коллективов», а также готов выслушать «вменяемых людей от оппозиции». Видимо, тех, кого сам назначит на эту роль.
Координационный совет оппозиции в числе потенциальных собеседников тут явно не значится. Однако для того, чтобы не спровоцировать новые массовые протесты, видимо, Лукашенко все же придется пойти на нечто большее, чем косметическая правка основного закона. Ну и не забыть посоветоваться с Москвой, конечно.