«Невероятный моральный ущерб». Детский образовательный лагерь «Елка» под Мытищами закрыли в разгар смены
Руководство лагеря утверждает, что оснований для этого не было, а дети, которые ждали отдыха полгода, уехали со слезами
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратилась жительница Подмосковья Татьяна. Ее 13-летняя сестра отдыхала в лагере «Елка» возле села Нагорное, который является подразделением Детского реабилитационного центра. Вместе с одноклассницами девочка ездит туда не первый год, рассказала Татьяна.
«Они обожают этот лагерь, ездят с горящими глазами. Ребята прямо круто делают свое дело. У них каждая смена посвящена какой-то своей теме: биология, история, английский. К нам приезжают, говорит: я за шесть лет в школе столько не выучила, сколько тут за несколько смен. Когда начался коронавирус, первую половину лета им не разрешали работать. Потом вроде как разрешили. Мы сделали справку на COVID-19, они обязательно ее просили. Другие дети потом приехали на следующую смену, и на второй, третий день смены их снова всех раздали по домам. Роспотребнадзор выявил, что якобы какие-то стоят не так умывальники».
В лагере «Елка» соблюдали требование по загрузке наполовину — в смене 40-50 школьников, по двое вожатых на десять детей. Все санитарные условия соблюдены, вплоть до обсервации сотрудников, однако при проверке Роспотребнадзор нашел ряд нарушений, но все они небольшие, как, например, губка вместо ветоши на кухне или умывальники в пяти метрах от столовой, что считается далеко. Ведомство предписало их устранить и разрешило дальше работать.
Однако через какое-то время неожиданно нагрянула прокуратура, рассказала Business FM директор лагеря «Елка» Анна Гуляева.
Анна Гуляева директор лагеря «Елка» в Мытищах «20 августа приезжает прокуратура на двух машинах, прямо полковники. Они расхаживают, ищут всякие нарушения, у них не получается, они вызывают каждого вожатого на допрос. Именно к работе лагеря «Елка» у них не получается найти претензии, они, собственно, находят вопросы к деятельности базы, то есть к детскому реабилитационному центру. Они уезжают, и на следующий день нам приходит приказ, что до 11 утра мы должны вывезти всех детей. У нас было 40 детей на территории, у каждого второго была истерика. Это невероятный моральный ущерб. Роспотребнадзор и администрация города Мытищи стояли с удивлением, смотрели и говорили: мы за 26 лет работы не видели такого никогда, что просто лагерь выгоняют».
24 августа суд вынес решение о приостановке деятельности лагеря на 30 дней. За сезон в России были полностью закрыты прокуратурой 35 несанкционированных лагерей — где-то нашли коронавирус, где-то нарушения.
Руководитель Союза организаторов детского активного туризма Марина Грицун говорит, что часто требования различных ведомств противоречат друг другу — например, пожарный надзор требует очищать периметр лагеря от валежника, а Рослесхоз за это штрафует. По противопожарным нормам нужно держать запасные выходы открытыми, а по антитеррористическим — их нужно закрывать. С коронавирусом требований стало больше, и ведомства стремятся найти нарушения, говорит Марина Грицун.
Марина Грицун руководитель Союза организаторов детского активного туризма «Мы все работали в ощущении некой презумпции недобросовестности. То есть проверяющие в большинстве регионов все-таки относятся изначально с желанием выявить что-то: просто еще не нашли, надо хорошо поискать. Соблюдать требования реально сложно. Потому что они где-то превышающие здравый смысл и безопасность по эпидемиологии. Зачастую эти требования бывали просто невыполнимы. Например, у нас дети сдвинули кровати на 10-15 сантиметров, потому что это дети, а проверка с рулеткой измеряет, что дистанция не 1,5 метра, а 1,4 метра. Это вещи, которые невозможно проконтролировать».
В России сейчас работают около 9 тысяч лагерей, но 80% из них — дневного пребывания при школах. Палаточные лагеря, а их более 1,3 тысячи в стране, не открывали вовсе, а в стационарных неполная загрузка. Для сравнения — в прошлом году лагерей было больше 42 тысяч.
Не у всех родителей есть возможность проводить лето с детьми, и школьники часто предоставлены сами себе. По словам Марины Грицун, количество происшествий с детьми в этом году выросло в 1,5-2,5 раза в зависимости от региона. Как будет функционировать сфера детского отдыха следующим лето, неизвестно. Большая часть негосударственных лагерей обанкротились и закрылись уже безвозвратно.