«Cлужба судебных приставов всегда была падчерицей в системе правоохранительных органов». ФССП возьмет под контроль работу коллекторов
По словам Путина, коллекторские агентства при взыскании задолженностей иногда «переходят все границы». При этом все чаще встречаются примеры, когда приставы сами совершают ошибки и при этом не несут ответственности
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратился индивидуальный предприниматель, житель Подмосковья Сергей. Два года назад он поменял место жительства, но налоги продолжал платить по старому адресу. По старому адресу образовалась переплата в 500 тысяч рублей, по новому — недоплата в 300 тысяч. Корректировки в налоговую неоднократно отправлялись, но это ни к чему не приводило. В итоге в конце прошлого года Сергей узнал, что его счета как физлица арестованы. И не только счета, говорит Сергей.
«На мою недвижимость наложили аресты. Правда, сейчас эти аресты уже сняли. 27 августа у меня запись к моему приставу, посмотрим, что он скажет. Более того, у меня на руках есть письмо, подписанное налоговой инспекцией, которое неоднократно направлялось судебным приставам, что все долги мной уплачены, все нормально. Исполнительное производство необходимо прекратить, но пока не прекращено. Мое ИП развалилось, сейчас, в данный момент, я за рулем такси, зарабатываю себе на хлеб».
За последние месяцы мы не раз освещали истории людей, которые столкнулись с ошибками и неправомерными решениями судебных приставов. Служба путала реальных должников с их полными тезками и блокировала банковские счета на сотни тысяч рублей — за долг по ЖКХ в шесть тысяч. Бывает, что бизнесу просто блокируют все счета по ошибке, люди не могут достучаться до приставов, ждут своей очереди на прием, несут бумажки, чтобы доказать свою правоту. Иногда разбирательства затягиваются на годы.
На этом фоне приставы хотят получить больше контроля за работой коллекторов. По словам главы службы Дмитрия Аристова, в стране работают больше полутора тысяч МФО и банков, у которых в основном виде деятельности нет строчки про «взыскание задолженности». Эта работа для них — дополнительная, в госреестр коллекторов не вносят, а значит, под надзор приставов они не попадают. Это нужно исправить, говорит Аристов.
Как неэффективная служба будет контролировать эффективную отрасль — большой вопрос, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «У нас служба судебных приставов всегда была падчерицей в системе правоохранительных органов с точки зрения бюджета и с точки зрения отбора кадров. Когда-то службы судебных приставов были замотивированы. У них была их оплата труда привязана к взысканным денежным средствам. Если не ошибаюсь, то это прошло в начале 2000-х годов. После этого служба судебных приставов стала таким непонятным органом, который объективно плохо работает. Ей в данном случае ставят контролировать работу коллекторов. Получается, что служба, которая изначально финансируется и устроена по остаточному принципу, будет контролировать более эффективную службу. Которую, в свою очередь, единственная, кто контролирует, — прокуратура. Мы понимаем, что это какой-то абсурдный механизм».
Как замечают юристы, служба судебных приставов получает все больше полномочий и прав. Например, совместно с Минюстом служба внесет в Уголовный кодекс поправки, которые не позволят должникам по алиментам платить символические суммы. При этом о том, что пора бы обновить регламент, усилить ответственность сотрудников за ошибки, разговоров не ведется. По идее, самих приставов контролирует прокуратура, но нужны и другие рычаги, говорит председатель коллегии адвокатов Москвы «Корчаго и
партнеры» Евгений Корчаго.
Евгений Корчаго председатель коллегии адвокатов Москвы «Корчаго и партнеры» «Если сейчас ничего не поменяется, то увеличение полномочий само по себе никакой положительной функции не сыграет. Был принят федеральный закон, который стал регламентировать службу судебных приставов, раньше они были в таком полуподвешенном состоянии, сейчас их отнесли к органам власти. Поэтому, в принципе, государство озаботилось этой проблематикой, и ФССП, помимо тех дополнительных полномочий, которые она получает, должна подвергаться тому же самому контролю, как сотрудники других правоохранительных органов, как сотрудники полиции, Следственного комитета, Росгвардии».
О некоторых деталях будущего расширения службы судебных приставов ее глава уже сообщил: штат будет увеличен на 400 человек, на их содержание будут тратить до 270 млн рублей в год. Внесение МФО и банков под контроль службы пройдет в рамках регуляторной гильотины. Все предложения приставов Владимир Путин обещал поддержать. Первые проекты представят к 1 октября, а вступят в силу все эти планы до конца следующего года.