Рефинансирование долга и спрос на доллары. Кто заплатит за спасение бюджета Белоруссии?
Из Минска поступают тревожные новости о состоянии белорусской экономики. С середины июля курс белорусского рубля к доллару упал на 6%, местные жители начали скупать валюту
Читать на полной версииКогда на заре кризиса в Белоруссии мы спрашивали жителей страны о том, тревожит ли их судьба белорусского рубля, нам говорили, что гораздо больше опасений вызывает ОМОН на улицах. Судя по всему, спустя две недели после выборов ситуация изменилась на противоположную: улица постепенно теряет актуальность, а биржа ее наращивает.
Серьезным звоночком может оказаться решение Нацбанка Белоруссии о временной приостановке «операций поддержки ликвидности в форме кредитов овернайт». В переводе на русский — Центробанк ограничил выдачу банкам наличных денег. Цитата из заявления белорусского ЦБ: «На фоне роста дефицита ликвидности в банковской системе наблюдается достаточно существенный рост кредитного портфеля банков в белорусских рублях, что оказывает дополнительное давление на внутренний валютный рынок».
Наиболее очевидное объяснение сложившейся ситуации — белорусы начали брать кредиты в «зайчиках» и покупать на них иностранную валюту. С середины июля курс белорусского рубля к доллару упал на 6%. Можно ли говорить об ажиотажном спросе на валюту? Мнение жителя Белоруссии Александра.
«Нет, ничего не известно мне. Это все бред, это все дабы поднять ажиотаж, и все. Я живу в Белоруссии, я живу за наши деньги, а не за доллары».
Жительница Гомеля Оксана считает, что валюту скупают люди «с не очень большой зарплатой».
«В моем окружении таких людей нет. Скорее всего, так делают те, у кого не очень большая зарплата, кто из последних каких-то возможностей пытается скупить доллары. Сейчас с этим большие проблемы. С самого утра люди стоят, в обменниках ничего нет. Только если кто-то сдаст доллары, тогда кто-то сможет купить, но, насколько я знаю, это тоже ограничивают — по-моему, тысяча долларов в одни руки».
Комментирует житель Минска Евгений.
«Буквально вчера был в Нацбанке, кассирша сказала, что люди изымают со счетов белорусские деньги, потому что падение курса обесценит эти счета. Она отметила, что счета закрывают. Естественно, люди, имея на руках наличные деньги, хотят их в твердую валюту. Но таких «каруселей», которые мы помним давно-давно, когда появляются валютчики, которые начинают предлагать по завышенной цене, — этого категорически нет, я такого не видел».
Почти одновременно с новостями об ограничении ликвидности для белорусских банков Минфин страны сообщил о возможном рефинансировании белорусского госдолга. Как сообщил изданию «Белта» глава ведомства Юрий Селиверстов, платежи по валютному долгу Белоруссии в этом году составляют около 3,5 млрд долларов; пока страна выплатила только 2 млрд. По словам министра, у Минска есть «в проработке» сделки о рефинансировании, в том числе с «дочками» российских банков. О том, насколько серьезны финансовые трудности Белоруссии и кто за это заплатит, рассуждает белорусский экономист Леонид Фридкин.
Леонид Фридкин белорусский экономист «Пока неизвестно, какого размера дефицит образуется из-за нынешнего политического кризиса. По-видимому, достаточно большой, и, по-видимому, власти потратили на примитивные меры по подавлению народных протестов очень большие деньги. Компенсировать их за счет внутренних источников они сейчас не смогут. Остается надеяться только на то, что получится договориться с российскими банками о новых заимствованиях. В силу политической обстановки выпустить евробонды на Западе не получится, скорее всего, внутри страны тоже с этим будут проблемы. Первыми кандидатами будет ваш Сбербанк, возможно, что ВТБ. Скорее всего, всем российским банкам, которые здесь имеют своих «дочек», будет сделано какое-то предложение, от которого будет сложно отказаться. Скорее всего, эти заимствования будут на нерыночных и достаточно дорогих условиях. А вот что им смогут предложить белорусские власти, на сегодняшний день можно только гадать».
Россия является главным кредитором Белоруссии. По данным белорусского Минфина, на российские кредиты приходится чуть менее половины внешнего госдолга страны. По подсчетам РБК, с 2008 года российское правительство и корпорация ВЭБ.РФ выдали Минску по меньшей мере восемь кредитов.
Перспективу очередного рефинансирования белорусского долга уже прокомментировали в Кремле. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, российский Минфин готов рассмотреть такие предложения, если они поступят.