«Не с теми доходами». Культурные учреждения раскрыли данные о потерях из-за коронавируса
Они значительные. Например, Большой театр недополучит более 1 млрд рублей из-за шахматной рассадки. Кроме того, люди боятся покупать билеты на после 20 сентября из-за опасений нового карантина
Читать на полной версииОбновлено в 15:50
Музеи и театры раскрыли данные о потерях из-за простоя во время пандемии коронавируса. Так, доходы столичного Музея космонавтики от платных услуг в этом году будут на 70% ниже изначально запланированных — они составят 50,5 млн рублей вместо ожидаемых 169 млн, подсчитало РБК, исходя из материалов Федерального казначейства.
Большой театр, который планирует открыться 6 сентября, недополучит более 1 млрд рублей — заполняемость зала будет неполной из-за шахматной рассадки. Кроме того, в этом году не будет поставлено ни одной премьеры, кроме тех, над которыми работа началась до пандемии. Это произошло не только из-за снижения доходов, но и потому, что из-за закрытия границ не смогли приехать зарубежные специалисты.
Впрочем, есть и такие учреждения культуры, которые ожидают увеличения дохода от платных услуг по сравнению с первыми прогнозами в начале года. Театр имени Моссовета в январе заявлял о 230 млн рублей, в конце июня уже о 240 млн рублей.
И если сейчас залы при шахматной рассадке полностью заполняются, то к середине сентября спрос существенно сократится из-за опасений россиян о возвращении карантина, говорит начальник отдела рекламы и маркетинга Театра на Таганке Егор Хлыстов.
Егор Хлыстов начальник отдела рекламы и маркетинга Театра на Таганке «Театр на Таганке одним из первых попытался открыть сезон, и мы работаем уже с 9 августа, мы открылись экспериментальным проектом на малой сцене, репетиции. Малую сцену мы полностью продали буквально за пару дней, что показало, что количество людей, которые соскучились по театру, конечно, есть. Если посмотреть на ситуацию сентября, с тем что уже большинство театров открывают свои сцены, включая большие, то можно констатировать, что если начало сентября продается и у многих коллег, и у нас в принципе, на начало сентября очень хорошие продажи, то после 20 сентября срабатывает фактор боязни такой же, как был во время пандемии, о том, что всех могут закрыть или что-то еще произойдет. Поэтому люди боятся покупать билеты на после 20 сентября, чтобы не сидеть с ваучерами».
Общие потери, связанные с доходами от продажи билетов Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, составили около 200 млн рублей, отменены 93 спектакля и два гастрольных проекта в Китае и Париже. Культурное учреждение рассчитывает восстановить в сентябре хотя бы зрительский спрос, сказал Business FM генеральный директор театра Антон Гетьман.
Антон Гетьман генеральный директор Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Естественно, восстановить эти потери ни в краткосрочном, ни в среднесрочном горизонте практически невозможно. Мы выйдем, естественно, по результатам года не с теми доходами, которые мы планировали от оказания платных услуг, в частности за спектакли. От этого пострадает выпуск новых спектаклей, которые мы планировали, потому что мы не можем выпускать новые спектакли, не зарабатывая самостоятельно доходы от продажи билетов. Единственное, я очень рассчитываю на то, что мы начали продажи билетов, и вот уже две недели продаем билеты и открываем сезон 4 сентября, и я очень надеюсь, что нам удастся восстановить хотя бы зрительский спрос в том масштабе, в котором на сегодня позволяют ограничительные меры, которые введены указом мэра, и мы можем продавать сегодня только 50% билетов. Вообще, если говорить с точки зрения бизнеса, то мы не очень эффективное предприятие, даже если продаем 100% билетов. Если бы не государственная поддержка, которую нам оказывали и оказывают правительство Москвы, департамент культуры Москвы, конечно, 50%, которые мы продаем, мы бы каждый день генерировали убытки. Но благодаря финансовой помощи, которую мы получили, мы сможем обеспечить что-то около нуля».
В Екатеринбурге, где учреждения культуры не работают до сих пор, частный «Коляда-театр» из-за пятимесячного простоя потерял как минимум 10 млн рублей, хотя и получил три месяца господдержки и беспроцентный невозвратный кредит от Сбербанка, рассказал актер, художественный руководитель театра Николай Коляда.
Николай Коляда актер, художественный руководитель «Коляда-театра» «У нас готов репертуар на сентябрь, и мы на низком старте, ждем, если завтра скажут, мы тут же выставим репертуар на сайт, тут же начнем делать какую-то рекламу, звать людей на спектакли. Я не думаю, что нам разрешат работать, я надеюсь, бога молим, что будут полные залы, но хотя бы разрешили нам работать, хотя бы чтобы 50% заполняемость зала была, хоть какие-то деньги. Потому что 27 августа будет ровно пять месяцев, как театр не работает. Частный театр, ужасно тяжело. Обычно на зарплату надо где-то 1,6-1,7 млн рублей. 65 человек работают в театре, зарплату они получают невеликую: от 10-12 до 20-25 тысяч рублей, плюс еще коммуналка, там же еще свет горит, электричество горит, за воду надо платить, поэтому где-то около 2 млн в месяц. Миллионов десять мы потеряли, наверное, и три месяца нам государство платило по 12 130 рублей, дай бог здоровья, хоть какие-то деньги. А потом Сбербанк России нам дал в прошлом месяце 500 тысяч рублей кредит беспроцентный, невозвратный, тоже все это ушло на зарплату людям. И вот надеемся, что в этом месяце Сбербанк тоже поможет».
Заместитель директора по общим вопросам Музея ГУЛАГа Артем Готлиб говорит, что учреждение потеряло примерно четверть бюджета, а спрос пока не восстановился.
Артем Готлиб заместитель директора по общим вопросам Музея ГУЛАГа «Мы закрылись 17 марта и открылись только 3 июля. Другое дело, что мы находимся в очень комфортной ситуации, потому что нас очень поддержал департамент культуры, мы получили целевые субсидии, которые позволили нам зарплату выплатить в полном объеме, и мы ни одному человеку зарплату не сократили, никого не уволили, не отправили в неоплачиваемые отпуска. Это для нас было очень важно. Еще в 2016 году музей учредил Фонд памяти, который в том числе целевым образом поддерживает наш музей. И вот сейчас эти три с половиной месяца какие-то вещи, которые мы должны были бы закрывать из заработанных денег, не из бюджета, мы смогли их приобрести за счет фонда. Вообще, это четверть бюджета мы примерно потеряли, немножко меньше. Спрос, конечно, не восстановился, но он и не может восстановиться, потому что иностранцев нет, детей практически нет. Очень важно комфортное посещение музея. Мне просто физически было бы тяжело полтора часа провести в маске в музейной экспозиции. Пока по июлю мы набрали только четверть от объема прошлого года. Я думаю, что мы на какие-то большие объемы в этом году не выйдем».
Учреждения культуры отнесены к отраслям экономики, пострадавшим в результате пандемии. Ранее правительство оценивало потери российских учреждений культуры в 8 млрд рублей за апрель-июнь. На помощь им было выделено 3,4 млрд рублей.
Музеям Москвы разрешили возобновить работы 16 июня после отмены пропускного режима. Сейчас в них можно попасть только по предварительно купленным билетам. Проведение массовых мероприятий, концертов и лекций по-прежнему запрещено.