Арбитражный суд Москвы рассмотрит 20 августа иск участников торгов к площадке, пострадавших от отрицательных цен на нефть. Они требуют возмещения в размере 51,5 млн рублей.

Стоимость майских фьючерсов на нефть WTI 20 апреля упала ниже нуля. Мосбиржа торги этим инструментом останавливать не стала, а сами инвесторы не могли закрыть позиции — у них не было технической возможности сделать это из-за того, что программное обеспечение не умело работать с отрицательными ценами. В итоге Московская биржа объявила, что расчеты будут проводиться по цене минус 37 долларов за баррель. Это стоимость фьючерсов на момент экспирации.

Оценить перспективы иска сложно. Свои аргументы есть и у биржи, и у инвесторов, отмечает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Получилось по-черномырдински в этой ситуации: никогда не было, и вдруг опять. Случился определенного рода форс-мажор, такого в мировой истории еще не было. Понятно, что произошло некое техническое событие, которого просто действительно никто не мог ожидать. По идее их логика такая: хорошо, есть некая экстремальная ситуация. Биржа должна была остановить торги в тот момент, когда был выход в отрицательную зону цен, поскольку ни одно программное обеспечение, ни вообще здравый смысл не мог к такому прийти. Это, по крайне мере, моя трактовка. Если бы биржа остановила торги, как только первые десять, двадцать было, одна, две десятые процента, в минус бы нефть ушла, я думаю, что все, никаких бы претензий не было. Но биржа дождалась того, что цена ушла в минус на очень большую сумму, и для многих людей получилось настоящее разорение. Биржа остановила торги в тот момент, когда посчитала нужным. В принципе, она имела на это право, то есть юридически подкопаться к позиции биржи очень сложно. Но есть логика и у биржи, и есть логика у тех людей, которые пострадали, потому что действительно не просто никто не мог этого ожидать — в конце концов, это риски, но ни одно программное обеспечение, ничего не было приготовлено. Те, кто поставил на падение нефти, получили определенную сверхприбыль, потому что никто не мог предположить, что цена может быть отрицательной. Как будто бы биржа вроде как наиграла для тех, кто поставил на падение и заработал на этом сверхбольшие деньги. Какой для нас вами из этого урок? Только один: в таких ситуациях надо понимать, что любое невероятное развитие событий возможно. Если вы мне скажете, что вот блондинка говорит о том, что 50 на 50 только, то ли мы увидим динозавра на улице, то ли нет, это невозможно — это глупость. Скажу, что после этих событий я уже не исключаю, что все мы немножко стали блондинками и будем рассуждать по принципу 50 на 50 то ли да, то ли нет и возможны любые невероятные события».

Ранее в юридической компании Milton Legal, которая представляет интересы частных инвесторов, Business FM сообщили, что сумма иска инвесторов к Мосбирже может превысить 1 млрд рублей.