«Отчаяние белорусского президента». Зачем Лукашенко опять позвонил Путину?
Президенты подтвердили готовность совместно реагировать на внешние угрозы. Чего добивается белорусский лидер, если совсем недавно он подозревал задержанных в Минске россиян в подготовке беспорядков?
Читать на полной версииАлександр Лукашенко перед выступлением на митинге в свою поддержку вновь поговорил с Владимиром Путиным, cообщает пресс-служба Кремля.
«Продолжено обсуждение сложившейся после президентских выборов ситуации в Белоруссии, в том числе с учетом оказываемого на республику давления извне. С российской стороны подтверждена готовность оказать необходимое содействие в разрешении возникших проблем на основе принципов Договора о создании Союзного государства, а также — в случае необходимости — по линии Организации Договора о коллективной безопасности», — говорится в сообщении.
Пресс-служба Лукашенко также заявила, что президенты Белоруссии и России в ходе телефонной беседы подтвердили готовность совместно реагировать на внешние угрозы.
Как следует понимать это сообщение Кремля, рассуждает политолог Георгий Бовт.
— В Договоре о Союзном государстве нет никаких положений о том, что нужно оказывать какую-то военную помощь. В то же время в Договоре о коллективной безопасности статья 2 предполагает, что в случае угрозы суверенитету, территориальной целостности и стабильности прежде всего должны быть предприняты консультации членов организации. Эти консультации уже фактически проводятся, но, видимо, Лукашенко хочет нечто большего. Он буквально вчера перебросил на границу воздушно-десантную дивизию и всячески педалирует тему угрозы с Запада, что НАТО проводит учения на границах с Белоруссией, что действуют некие подстрекатели с Запада и так далее. Я думаю, что он этот тезис активно продает и Путину. И это является формально поводом для того, чтобы задействовать в том числе вооруженные силы Организации Договора о коллективной безопасности. Тем более что России в Белоруссии есть что защищать. Как минимум два стратегически важных российских военных объекта находятся в Белоруссии: это станция слежения и предупреждения о ракетном нападении в Барановичах и «Валейка» под Минском — станция управления подводными лодками с ядерными боеголовками на борту. За эти два объекта стоит побороться.
— Это уже второй разговор Лукашенко с Путиным за последние сутки, зачем так часто, и что касается защиты, Лукашенко ведь на митинге заявил, что граждане Белоруссии способны защитить себя сами и защитят. Он таким образом обеспечивает себе тыл?
— Мы не знаем дословно, о чем говорил Лукашенко с Путиным. С одной стороны, быстрая переориентировка с того, что две недели назад Лукашенко говорил, что 33 вагнеровца приехали его свергать, а сейчас он обращается к Путину и звонит ему, судя по всему, каждый день. Такое переобувание, конечно, свидетельствует о довольно драматичной ситуации и отчаянии белорусского президента. В то же время сам по себе тезис о том, что Россия якобы может вмешаться, в том числе военными силами, он сам по себе оказывает определенное влияние и на западных кураторов белорусской оппозиции, которые, конечно же, появились и, конечно же, как-то инструктируют и говорят, что им надо делать, той же Тихановской, которая сидит в Литве, и для Европы это упредительный удар, что вот, смотрите, грозный Путин опять сделает, как он поступил на Украине, что вовсе не обязательно предполагает, что действия Москвы будут аналогичными, как они были в 2014 году применительно к Украине.
Вряд ли будет какое-то прямое вмешательство ОДКБ, считает глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
Минобороны Белоруссии объявило о военных учениях, они пройдут с 17 по 20 августа у литовской границы — вблизи БелАЭС и на полигонах в Гродненской области. Подразделения трех зенитных ракетных полков в рамках учений уже заступили на боевое дежурство для охраны воздушного пространства. По словам Лукашенко, НАТО стягивает войска к границе Белоруссии.
В свою очередь в НАТО призвали Минск соблюдать право людей на мирные протесты. «Увеличения численности военных НАТО в регионе нет. Многонациональное присутствие НАТО в восточной части Североатлантического союза не представляет угрозы ни для одной страны. Он носит строго оборонительный, соразмерный характер, предназначенный для предотвращения конфликтов и сохранения мира», — написала пресс-секретарь Североатлантического альянса Оана Лунгеску в своем Twitter.