Россия и Китай против доллара: доля двусторонних сделок в американской валюте впервые ниже 50%
Еще пять лет назад 90% расчетов по торговым операциям между Россией и КНР производились в долларах, отмечает Nikkei Asian Review
Читать на полной версииОбновлено в 15:51
Пекин и Москва постепенно отказываются от доллара в двусторонней торговле. Доля американской валюты в расчетах по торговым операциям между Россией и Китаем впервые в истории опустилась ниже 50% (до 46%), доля евро выросла до 30%, а рубля и юаня — до рекордных 24%.
Это может привести к формированию «финансового альянса» между Москвой и Пекином, пишет Nikkei Asian Review. Как пишет издание, в 2015 году примерно 90% расчетов по таким сделкам осуществлялись в долларах.
Доллар как универсальная валюта просто утрачивает свою необходимость, считает гендиректор ИК «Иволга капитал» Андрей Хохрин.
Андрей Хохрин гендиректор ИК «Иволга капитал» «Мир только выглядит относительно однополярным с точки зрения геополитики. С точки зрения экономики он точно многополярен. Рубль — серьезно недооцененная валюта, это валюта крупной страны, которая может напрямую проводить расчеты с рядом других экономик и является и крупным импортером, и крупным экспортером. Особенность нашей экономики в том, что у нас всегда большие экспортно-импортные обороты, потому что мы производим, в частности, углеводороды и сырье и вывозим за пределы страны, а в обмен мы ввозим продукцию глубокого передела. Таким образом, у нас с Китаем складываются очень комфортные отношения как торговых партнеров, и делать их через инфраструктуру сторонней валюты даже рискованно: завтра тебе в силу какого-то обострения отключили SWIFT или заблокировали платеж в валюте. Из-за валютных платежей мы всегда зависим от страны — эмитента валюты. Если в США выходной, долларовые расчеты не делаются. И в связи с этим проводить в долларах расчеты между двумя странами, которые не очень любят США, просто неразумно. Поэтому во внутренних расчетах доля именно рубля и юаня будет расти. И это временное явление, что евро занимает большую долю. Минусом, я думаю, повсеместно будет считаться высокая волатильность валют, которая может создать эффект резонанса: условно говоря, юань относительно доллара укрепился, а рубль относительно доллара упал. С моей точки зрения, эти риски преувеличенны».
По данным внешнеторговой статистики России, оборот взаимной торговли России и Китая снижался в первом квартале 2020 года, а начиная с апреля непрерывно растет благодаря увеличению российского импорта, говорит завкафедрой международной коммерции РАНХиГС Владимир Саламатов. В июле импорт российских товаров в Китай составил около 5 млрд долларов, а товарооборот превысил 9,5 млрд долларов.
Владимир Саламатов завкафедрой международной коммерции РАНХиГС «Очевидным в связи с COVID-19 является общее замедление международной торговли, и наши взаимоотношения с Китайской Народной Республикой не были исключением. Хорошо, что за последние месяцы произошло восстановление. Мы не достигли уровня, который был у нас в 2019 году, но совершенно очевидно, что провал в торговле с Китаем существенно меньше, чем с любой из других стран. Китай хочет снизить свою зависимость от доллара. Российская Федерация тоже провозгласила путь на расширение оплаты взаимных торговых поставок в национальных валютах, что может для многих экспортеров и импортеров снизить транзакционные издержки, которые они несут при конверсии из рубля в доллар, потом из доллара в юань. Вторая сторона осуществляет подобные транзакции. При устойчивой взаимной торговле банки могут предоставить прямую возможность оплаты товаров в рублях и в юанях. Плюс Россия достаточно серьезный процент золотовалютных резервов перевела в юани».
В 2014 году Россия и Китай заключили трехлетнее своп-соглашение объемом 150 млрд юаней или на 24,5 млрд долларов, которое позволило им получить доступ к национальной валюте друг друга без необходимости покупать ее на открытом рынке. В 2017-м это соглашение было пролонгировано еще на три года.
Кроме того, обе страны разработали альтернативные платежные механизмы для проведения расчетов в рублях и юанях. В этом году российское правительство разрешило Фонду национального благосостояния инвестировать в юань и госдолг Китая.