Онлайн-сервисы пожаловались на «Яндекс» в антимонопольную службу
Претензии вызывает специальный виджет «Яндекса» в поисковой выдаче, который уводит пользователей на сервисы компании. Из-за этого другие компании теряют трафик, клиентов и вынуждены больше платить за продвижение
Читать на полной версииОнлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», Tutu.ru, Drom.ru, «2ГИС» и Zoon направили в ФАС жалобу на «Яндекс» из-за злоупотребления доминирующим положением, пишет «Коммерсантъ».
Суть претензий заключается в том, что «Яндекс» использует так называемые колдунщики. Это виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска на самом видном месте, когда пользователи ищут, например, фильмы, билеты, квартиры и прочее. Эти «колдунщики» уводят пользователя на сервисы «Яндекса», а у других компаний нет возможности туда попасть. Из-за этого они теряют трафик, клиентов и вынуждены больше платить за продвижение, говорит исполнительный директор IT-коалиции Игорь Наймушин.
Игорь Наймушин исполнительный директор IT-коалиции «Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу в связи с нарушением «Яндексом» федерального закона «О защите конкуренции». Это системная проблема, которая сегодня стоит перед всей интернет-отраслью в России. Она связана со следующим: у нас есть интернет-поиск, это ключевой канал для привлечения пользователей для интернет-компаний. При этом почти 60% всех поисковых запросов в стране приходится на долю «Яндекс-поиска». Одновременно с этим «Яндекс» владеет еще более чем 80 сервисами, которые конкурируют с остальной отраслью. Это заказ авиабилетов, это различные услуги, это реклама, это недвижимость, это кинофильмы, путешествия и так далее. Компания «Яндекс», с нашей точки зрения, недобросовестно использует свое доминирование на рынке поиска в ущерб конкурентам на смежных рынках за счет так называемых колдунщиков. Они доступны только «Яндексу». И они недоступны другим игрокам рынка. Они демонстрируются в результатах общего поиска в обход правил ранжирования. С нашей точки зрения, это нарушает российское законодательство, это требует изменения и корректировки».
В «Яндексе» сообщили Business FM, что «колдунщики» не закреплены на первых позициях поиска и показываются на них не только собственные сервисы. Форматом виджетов сервисы могут пользоваться не только в «Яндекс.Директе», но не все хотят там работать из-за того, что «новые решения требуют от них технических доработок», считают в «Яндексе».
Такие интерактивные виджеты — мировой отраслевой стандарт, говорят в «Яндексе». Однако это не совсем так, отмечает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
Спорить с «Яндексом» по поводу «колдунщиков» сервисы начали еще в 2019 году, отмечает «Коммерсантъ». Тогда «Яндекс» представил новый рекламный формат, визуально напоминающий «колдунщиков», но компании он не устроил.