Генпрокуратура потребовала взыскать с Михаила Абызова 32,5 млрд рублей
Ведомство направило гражданский иск в Гагаринский районный суд Москвы. Изъятые средства планируют обратить в доход государства
Читать на полной версииГенеральная прокуратура РФ требует изъять и обратить в доход государства денежные средства Михаила Абызова в размере 32,5 млрд рублей. Ведомство направило гражданский иск в Гагаринский районный суд Москвы.
Генпрокуратура выяснила, что бывший министр по вопросам Открытого правительства незаконно получил эти деньги. Находясь на госслужбе, он не декларировал имущество и занимался предпринимательской деятельностью, утверждает ведомство.
По данным Генпрокуратуры, Абызову принадлежали не менее пяти кипрских офшорных компаний, и якобы через две из них в 2018 году были проданы акции Сибирской энергетической компании («Сибэко») на сумму 32,5 млрд рублей.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает, что обоснования для предъявления иска против Абызова слабые.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Насколько это утяжелит общую ситуацию и доходы семьи господина Абызова? Наверное, утяжелит. Но это не новое уголовное дело, это не связано никак с предъявленным обвинением и с его тяжестью. Второй момент: насколько убедительны доказательства? Как понять, эти деньги были заработаны до прихода его на госслужбу, когда он только-только пришел, либо после? Генеральная прокуратура преподносит так, что все эти деньги были заработаны и показаны как его активы через некие кипрские компании — это классические способы сокрытия своих активов. Это, бесспорно, нарушение для чиновника, если это действительно имеет отношение к господину Абызову. Но, с другой стороны, господин Абызов и был изначально небедным человеком, а 32 млрд рублей — это такая сумма, она больше для общественного мнения, чтобы показать, что вот такой коррупционер и именно из-за него у нас такие пенсии маленькие. Но это популизм, конечно, потому что сумма слишком большая, на мой взгляд. И пока, кроме громких слов, общественности не представлено доказательной базы. Какие-то кипрские компании, но, знаете, у любого коммерсанта и чиновника из 1990-х и 2000-х можно столько найти, что только сиди и нолики считай».
Насколько реально взыскать с Абызова 32 млрд рублей? Это вполне возможно, считает адвокат, партнер бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.
Александр Забейда адвокат, партнер бюро «Забейда и партнеры» «К сожалению, на сегодняшний день в судах складывается такая практика, что в доход государства изымается не только имущество, принадлежащее обвиняемому чиновнику, но и его близким знакомым или связанным с ними компаниям. При этом суды и прокуратура крайне редко обращают внимание на документы, и им достаточно показаний лиц, которые заключили это судебное соглашение о сотрудничестве, или рапорта оперативника. Усугубляется эта ситуация иногда тем, что такие знакомые не всегда могут документально подтвердить источник происхождения денежных средств, особенно если это были наличные. Практически по всем похожим делам сейчас такая практика: если чиновник признается виновным, то у всего его ближнего окружения максимально все изымается. Бюджет же надо наполнять, но при этом никто не обращает внимание на то, что подобные вещи должны происходить законно и обоснованно, а не просто огульно опустошать карманы всех друзей и родственников. Взыскать эту сумму с Абызова вполне возможно, даже если не будет никаких доказательств, вполне вероятно, что суд встанет на сторону прокуратуры».
Михаил Абызов находился на посту министра по вопросам Открытого правительства с 2012-го по 2018 год. В марте 2019-го Абызова обвинили в мошенничестве на 4 млрд рублей и в создании преступного сообщества. Позже к делу добавились другие эпизоды, в том числе хищение средств «Сибэко».