СМИ: руководители госструктур от своих организаций отправляли своих детей учиться в престижные вузы без конкурса
Журналисты нескольких изданий выяснили, что более сотни родственников руководителей госструктур поступили в лучшие российские вузы по целевому набору
Читать на полной версииРуководители госструктур якобы использовали целевой набор, чтобы отправить своих детей учиться в престижные российские вузы. Это утверждается в совместном расследовании «Новой газеты», студенческого журнала Dоха, «Трансперенси Интернешнл — Россия» и сайта «Важные истории».
Суть целевого набора заключается в том, что госструктура, заинтересованная в специалистах, может послать абитуриентов на учебу, чтобы после выпуска они вернулись в нее на работу. Среди целевиков проводится собственный конкурс, но, как правило, их настолько мало, что в университет автоматически поступают все подавшие документы по этой программе, в том числе выпускники с очень низкими баллами ЕГЭ.
Журналисты говорят, что проверили приказы о зачислении в крупнейшие вузы. Они обнаружили, что с 2015-го по 2019 год в лучшие российские высшие учебные заведения, среди которых МГУ, МГИМО, ВШЭ и другие, где стоимость обучения достигает до 400 тысяч рублей в год, таким образом поступили более сотни родственников руководителей госструктур. В списке, в частности, дети чиновников из администрации президента, военной прокуратуры, МЧС и региональных властей.
Хитрость такого целевого поступления, как отмечается в расследовании, заключается не только в том, что чиновники без конкурса устраивают своих детей на бесплатные места, но и в том, что многие из таких студентов не планируют в дальнейшем работать в госструктуре, которая заказала их обучение.
В 2019 году в законы были внесены изменения. Вместо целевого приема, который не предусматривал обязательный возврат на предприятие, направлявшее на учебу, было введено целевое обучение. Заключается трехстороннее соглашение, по которому оплату своего обучения придется отработать, говорит директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Ирина Абанкина директор Института развития образования ВШЭ «Раньше, если студенты не возвращались потом работать, они ничего не нарушали, потому что их просто зачисляли в вуз без всяких обязательств. Их отправляло не предприятие, их направлял именно орган власти, и направлял не столько на обучение, сколько обращались к вузу с просьбой зачислить на бюджетные места. Были приняты на законодательном уровне изменения. Теперь это у нас не целевой прием, а целевое обучение с обязательствами трех сторон. С одной стороны — предприятие, которое готовит заявку, какие им нужны кадры, и берет обязательство на себя, что оно трудоустроит потом выпускника ровно по той специальности, по которой этот выпускник на целевое обучение поступает. Более того, в процессе обучения они предоставляют места практики, следят за его успехами. Основной участник этих соглашений — университет, который не вообще, а именно на эту подготовку принимает абитуриента. И семья, которая тоже подписывает обязательства, что он будет принят на бюджетной основе, но потом он отработает три года или пять лет там, куда его направляют. И в случае, если он не идет туда работать, то семья выплачивает штрафы и компенсации, возвращает бюджетные средства. По выпускникам есть налаженная система контроля их трудоустройства и даже проверка через налоговую, через СНИЛС».
Поскольку выпускников, набранных по новому закону о целевом обучении, нет, трудно сказать, чем все это закончится. Но некоторые вузы уже отказываются от такой формы набора абитуриентов, рассказывает тренер-эксперт в области подбора персонала Ася Городецкая.
Ася Городеская тренер-эксперт в области подбора персонала «Наверное, это как-то всех больше насторожило. И я даже могу привести такой пример, что некоторые известные организации, в которых такая практика была более применима в предыдущие годы до этого закона, просто стараются с этим не связываться ровно потому, что все сильно ужесточилось, и они просто приняли решение, что это пока им не нужно. Я говорю об известных организациях, в которые обращались уже с вопросами и просьбами о целевом поступлении. Плюс ко всему еще мало статистики. Все правильно: и ужесточение, и угрозы штрафов — это делается для того, чтобы как-то организовать и очистить сферу от всех пагубных практик, которые мы видели».
Как отмечает «Новая газета», пресс-секретарь управделами президента Елена Крылова уверена, что никакого нарушения закона в том, что касается целевого обучения, у управделами нет. «Дети соответствующего возраста учатся или окончили российские вузы и трудоустроились в нашей стране», — заявила Крылова.