«В Кремле уже давно понимают неадекватность Лукашенко». Цепкало — об отношении к задержанию россиян и о том, почему уехал из Белоруссии
В интервью Business FM незарегистрированный кандидат в президенты Белоруссии Валерий Цепкало рассказал о том, как относится к происходящему в республике, и о своих планах на будущее
Читать на полной версииЭкс-кандидат в президенты Белоруссии Валерий Цепкало, который ранее из соображений безопасности уехал из Минска в Москву, сейчас находится в Киеве. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря политика Алексея Урбана.
Сам Цепкало в интервью Business FM сказал, что в Москве ему ничего не угрожало, а на Украину он поехал, чтобы рассказать соседям о ситуации в Белоруссии. Он также рассказал, что приехал в российскую столицу в личных целях и с высокопоставленными чиновниками не встречался — только с депутатами Госдумы и представителями СМИ.
Задержание россиян в санатории «Белорусочка» Цепкало назвал спектаклем.
Валерий Цепкало: На самом деле, все страны, которые граничат с Белоруссией, имеют огромный интерес к тому, что происходит в нашей стране. Поэтому я планирую сейчас давать интервью.
То есть вы поехали исключительно по работе, а не потому, что почувствовали какую-то угрозу?
Валерий Цепкало: Нет. Более того, мои дети остались в Москве, в России. Я хочу объехать все страны, которые являются нашими соседями. Думаю в Польшу потом на пару дней и в страны Прибалтики, потому как они действительно хотят из первых уст послушать о событиях, прогнозы какие-то попытаться построить.
Почему вам пришлось уехать именно с детьми?
Валерий Цепкало: В Белоруссии, к сожалению, уже является нормальной практикой, когда воздействие на альтернативных кандидатов, на оппозиционных лидеров производится посредством детей.
Про «вагнеровцев». Вы верите в эту историю?
Валерий Цепкало: В нее не верит ни одни белорус, на самом деле. Со стороны России это в первый раз провокация с якобы вооруженными людьми, которые имеют цель дестабилизировать ситуацию в Белоруссии. Это нормальная практика в Белоруссии, она всегда имеет место накануне или после различных политических событий. Поэтому я думаю, что это просто спектакль. У Лукашенко уже фантазии не хватает, действует по одним и тем же калькам.
Находясь в Москве, вы, может быть, успели или имели возможность с кем-то пообщаться и поговорить, почему Москва практически не реагирует на то, что происходит?
Валерий Цепкало: Мне кажется, в Кремле уже давно понимают неадекватность Лукашенко. Мне кажется, что на такие чудачества Кремль просто не хочет реагировать.
А как реагировать на этот жест Лукашенко с передачей списков поименных Украине?
Валерий Цепкало: Не знаю. Это все его какая-то игра, которую он затеял с одной целью — чтобы эту ближайшую неделю отвлечь информационное внимание от президентской кампании, отвлечь от реальных проблем белорусов. Понятно, что гораздо проще сейчас манипулировать какими-то 33 российскими богатырями или боевиками. Красивая цифра. Пытаться каким-то образом заигрывать с Украиной. Это тоже не имеет значения, потому как на Украине эта тема вообще не обсуждается. Они к чудачествам Лукашенко, наверное, тоже привыкли. К справедливой борьбе он не привык. Он действует так, как действует обычный сатрап, который узурпировал власть, который ее не хочет отдавать.
Ждут выступления Лукашенко, обращения его к парламенту и к народу. Есть мнение, что в этом обращении он может перенести выборы. Как вам кажется, насколько это реальный сценарий?
Валерий Цепкало: Я думаю, что вряд ли он будет что-то переносить. Работает его аппарат по фальсификациям. Я думаю, что он уже дал указания [Лидии] Ермошиной (глава ЦИК Белоруссии. — Business FM) в отношении того, какое количество подписей и какое количество голосов он должен получить. Ездит по воинским частям, подразделениям, хочет прославить белорусскую армию. В первое же боевое сражение вступить с собственным народом.
Политтехнолога Шклярова арестовали на два месяца. Может быть, вам известно, действительно ли он работал на Сергея Тихановского?
Валерий Цепкало: Если и работал, ну и что? У нас посадили только 20 блогеров в период этой кампании. Я не знаю, сколько журналистов сидит в тюрьме. Естественно, всех берут превентивно. Кто может оказать какое-то сопротивление или кто может оказаться полезным альтернативному движению. Посадили двух кандидатов в президенты. Собирались посадить меня. Почему было не посадить какого-то консультанта? Приехал грамотный человек, который может оказаться полезным для альтернативных кандидатов, для оппозиционного движения. Человек же умный, зачем он будет ходить и какие-то советы давать? Пусть посидит, отдохнет. Через месяц после выборов отпустят. Если даже и начал работать, ну и что, что в этом такого? Что в этом незаконного?
Пока вы находились в Москве, удалось с кем-то встретиться, обсудить ситуацию в Белоруссии? Может быть, с кем-то из высокопоставленных чиновников общались?
Валерий Цепкало: Я общался с несколькими политиками из Государственной думы. Я не буду называть их имен. Но я не общался ни с кем из высокопоставленных чиновников, мне достаточно было того, что я с четвертой властью, со средствами массовой информации пообщался. В этом смысле мой визит в Москву оказался достаточно успешным.