Теории заговора для Белоруссии
Накануне президентских выборов белорусские власти и государственные СМИ все больше развивают теории, подтверждающие недавние слова Александра Лукашенко о «зарубежных кукловодах»
Читать на полной версииВиталий Шкляров — журналист, писатель и политтехнолог, писавший в российской и украинской прессе и работавший на избирательных кампаниях Барака Обамы, Ангелы Меркель и Ксении Собчак. В последнее время он жил и работал в США, а на родину в Гомель приехал совсем недавно со своим маленьким сыном к своим родителям. Возможно, зря приехал.
Его забрали, когда он утром 29 июля — в шортах, майке и сандалиях — шел на рынок. И увезли в Минск. Комментирует адвокат Шклярова Антон Гашинский:
Антон Гашинский адвокат «В отношении него никаких уголовных дел не возбуждалось. Был доставлен в Минск, где ему было предъявлено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Тихановского и других по статье 342 УК Республики Беларусь. После этого он был допрошен в присутствии адвоката. И был направлен в ИВС. Спустя несколько суток ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца без предъявления обвинения. Соответственно, у следствия есть десять дней на предъявление ему обвинения. Если обвинение не будет ему предъявлено, то его должны отпустить».
Несмотря на то что никаких обвинений Шклярову не предъявлено, на государственных телеканалах страны уже вовсю идут сюжеты, ставящие ему в вину то, что он «комментировал политическую ситуацию в Белоруссии» и «контролировал политическую активность Сергея Тихановского». А поскольку теперь главным конкурентом Лукашенко стала жена Тихановского Светлана, то именно к Тихановскому решили «привязать» задержанную группу так называемых вагнеровцев. Вот как это прокомментировал в субботнем утреннем эфире государственный телеканал ОНТ:
«Новые подробности в деле о бойцах частной военной компании Вагнера. Сотрудники спецслужб задержали их в санатории «Белорусочка» под Минском. Накануне следствие уже заявляло, что одна из целей их прибытия в Белоруссию — организация массовых беспорядков и что они могут быть связаны с Сергеем Тихановским и Николаем Статкевичем».
Виталий Шкляров пока проходит просто подозреваемым по делу Тихановского, обвинение которому с «групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок», накануне было переквалифицировано на куда более тяжелое — «организация массовых беспорядков», по которому предусмотрено наказание до 15 лет. При этом в контексте того, что государственные СМИ упорно называют гражданина Белоруссии Шклярова «российским политтехнологом» и утверждают, что он «внедрял в предвыборные штабы кандидатов своих агентов» и «контролировал политическую активность Сергея Тихановского», на фоне истории с задержанными боевиками существует опасность, что именно его попытаются представить эдаким мозговым центром «зарубежных кукловодов».
Но эта версия абсолютно фантастическая, говорит соавтор вышедшей в июле последней книги Шклярова «Мир, поставленный на паузу» Анджей Беловранин.
Анджей Беловранинписатель «Мы книгу писали в апреле. Виталий занимался ее продвижением. Это совпадает по времени с тем, когда он, по мнению белорусского телеканала, работал на Тихановского. Я очень плотно с ним общался, буквально каждый день. Он параллельно писал много аналитических материалов о политической ситуации в США, в России, в Белоруссии. Знаю, как работают люди в избирательных кампаниях, — обычно нет времени ни на что. Виталий не производил впечатления человека, который работает на избирательной кампании. Я у него спрашивал: «А как же Белоруссия?» Он говорит: «Я не успел вовремя вписаться, что, может быть, было бы интересно, но это не произошло, я застрял в США, так что все происходит без меня».
Согласно заявлениям самого Шклярова, он никогда не сотрудничал с Сергеем Тихановским и вообще его не знает, а в штабе Светланы Тихановской изданию Tut.by сообщили, что никаких контактов с политтехнологом Шкляровым у них никогда не было. Но в нынешнем контексте для судьбы Шклярова все это не столь уж и важно.
Главное — то, как повернется развитие внутриполитической ситуации в Белоруссии в ближайшие дни. В результате Шкляров рискует оказаться злодеем космического масштаба и провести долгие годы в тюрьме. А может оказаться и так, что обвинение ему так и не предъявят и отпустят на все четыре стороны. После чего он вернется на гомельский рынок купить так и не купленный им арбуз.