Студента из США приговорили в России к девяти годам колонии общего режима
Суд признал 29-летнего экс-морпеха Тревора Рида виновным в нападении на полицейских при задержании. Почему российские юристы считают приговор несправедливым и какое наказание за это преступление ему бы грозило в США?
Читать на полной версииУроженец Техаса Тревор Рид демобилизовался из Корпуса морской пехоты США в 2016 году. На отдыхе в Греции американец познакомился с девушкой из России Алиной Цыбульник — высокой блондинкой с правильными чертами лица. Вскоре пара обручилась, и прошлой весной Рид приехал в Россию, чтобы выучить русский язык.
Инцидент, ставший поводом для возбуждения дела, произошел в августе прошлого года, когда Тревор с Алиной на машине ее коллеги возвращались с вечеринки, где американец серьезно переборщил с алкоголем. Подробности той ночи девушка рассказала в беседе с ABC News.
«Мы остановили машину, потому что Тревора тошнило. Потом он побежал — и все это было ночью посреди шоссе, там очень быстрое движение. Я была рядом все это время, просто пыталась спасти ему жизнь. Было понятно, что если он выбежит на дорогу, никто из водителей его не заметит. Мы вызвали полицию, и полицейские сказали, что все в порядке. Если он пьян, его отвезут в участок, и мы сможем забрать его утром, через четыре-пять часов. Но когда я приехала в участок, все было уже по-другому. Приехали сотрудники ФСБ (они даже этого не скрывали), и я поняла, что ситуация стала куда сложнее».
По версии обвинения, Рид сопротивлялся задержанию, а уже по пути в участок порвал форму водителю полицейской машины и ударил его напарника, создав на дороге аварийную ситуацию. Результат — часть вторая 318 статьи Уголовного кодекса («применение насилия в отношении представителя власти», опасного для жизни или здоровья»). Максимальное наказание по статье составляет десять лет лишения свободы, обвинение просило 9,8 года, суд ограничился девятью годами. Насколько соразмерным можно назвать наказание и сколько бы американец получил по той же статье в США (если бы его, конечно, не застрелили при задержании), комментирует адвокат по международному и американскому праву Григорий Красовский.
Григорий Красовский адвокат по международному и американскому праву «За побои или легкие телесные повреждения против полицейского — до десяти лет. Только если у него не было судимости и никто из полицейских реально не пострадал, то ему могли даже условный срок дать, год. Самое главное, мне кажется, нужно обратить внимание людей на то, что если американская сторона будет говорить, что срок, который ему дали, какой-то несправедливый, — это абсолютно не так. Американский гражданин, находясь на территории Америки, мог спокойно получить такой срок. А если бы на американского полицейского напал бы российский гражданин, будь он туристом, работающим в Штатах, проходящий учебу, то к нему, конечно, относились бы достаточно сурово».
Ситуацию усложняет то, что, по словам самого Рида, он не помнит событий той ночи. По словам его отца, защита представила суду записи с камер наблюдения на улице, где произошла аварийная ситуация — и никаких рывков машина полиции не совершала. Не считает приговор справедливым председатель коллегии адвокатов «Международный правозащитный центр «Принципиальная позиция» Сергей Кузнецов.
Сергей Кузнецов председатель коллегии адвокатов «Международный правозащитный центр «Принципиальная позиция» «Если он впервые судим, такое наказание — это слишком много. Пять-шесть лет дали бы. Могли бы характеристики предоставить, если он работает, ранее не судим, не привлекался к административной ответственности, не привлекался за такие же пьяные выходки, допустим. У нас тоже за мелкое хулиганство могут привлекать к ответственности. Если всего этого там, допустим, нет, ну, да, напился человек, всякое бывает. Смотря какой он нанес вред. Я понимаю, что под эту статью попадает любой вред, но все равно суды как-то оценивают. Одно дело пытался что-то серьезное, а другое дело просто ударил. Все это имеет значение, я просто не понимаю, почему девять лет ему дали. Приближенный к максимальному наказанию по большому счету человек должен быть, по моему мнению, просто негодяй».
The New York Times сравнивает приговор Риду с делом Наамы Иссасхар, которое закончилось помилованием израильтянки спустя месяц после передачи российскому НКО исторического здания в Иерусалиме. Газета также вспоминает дело Пола Уилана — еще одного бывшего американского морпеха, приговоренного в июне этого года к 16 годам колонии строгого режима за шпионаж. Учитывая, что в российских тюрьмах начинают накапливаться американские граждане, у Москвы появляется возможность обменять их на россиян или просто преподнести одного президенту США до выборов, а второго — после. Возможно, тому же самому президенту.