«Известия»: процент одобренных кредитов зарплатным клиентам снизился до минимума с начала пандемии
В марте около 45% решений было положительными, в июне их доля снизилась до 36%. При этом количество заявок на потребительские кредиты возросло на 21%
Читать на полной версииОбновлено в 15:10
Зарплатным клиентам банков стало сложнее получить кредит: процент одобренных потребительских займов для них снизился до минимума с начала пандемии. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование Национального бюро кредитных историй.
В марте около 45% принятых решений были положительными, в апреле — 40%, мае — 38%, в июне — 36%. При этом количество заявок на подобные кредиты по сравнению с мартом возросло на 21%.
В НБКИ считают, что ситуация связана с ориентацией банков на наиболее надежных заемщиков — организации ужесточили условия кредитования. Говорит заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин.
Владимир Шикин заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй «Очень много граждан находились на карантине, поэтому поход в банки для них был затруднителен. С другой стороны, очень многие в банках получают зарплаты, у них есть личные кабинеты, и обратиться за заемными средствами, конечно же, в банк, где ты уже идентифицирован, проще. И по дистанционному способу обращения за кредитами — мы это видели по своей статистике — в период карантина доля онлайн-заявок росла. Но здесь важно понимать, что для банка важнее не то, зарплатный ты или нет, для банка важно кредитное качество заемщика. Поэтому в первую очередь принимались во внимание значения персонального кредитного рейтинга человека. А с этим как раз была сложность, потому что заемщики хорошего кредитного качества остерегались получать новые кредиты. А те, кто шли за кредитами, это в основном люди остро нуждающиеся в заемных средствах, это всегда для банка подозрительный фактор. Что будет в дальнейшем, не очень понятно. Очень многие экономисты в конце марта ожидали, что будет вал так называемых кредитов последней надежды. К радости можно сообщить, что наши граждане в большинстве своем ответственно подходят к своим обязательствам, поэтому такого вала не было».
Данные НБКИ комментирует начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
—Из-за кризиса, из-за снижения доходов населения, безработицы у банков, естественно, падает аппетит к риску. В первую очередь, это направление необеспеченного розничного кредита. Естественно, банки ужесточают свою политику по отношению к отбору потенциальных заемщиков, соответственно, число отказов растет. Более того, мы видим, что это проявляется и в динамике. Все сокращалось, кроме ипотеки. А ипотека процветает. В основе этого роста государственное субсидирование. Без господдержки, кстати, даже автомобильный кредит тоже чахнет. Мы видим, что банки-монолайнеры, которые специализируются на автокредите, «дочки» иностранных автоконцернов Фольксваген банк, Тойота банк и так далее — у всех них за второй квартал розничный кредитный портфель сократился.
— А почему отказывают зарплатным клиентам? Это ведь, по идее, самые надежные клиенты для банка.
— Сегодня он зарплатный, а завтра — беззарплатный. Где гарантия, что не сократят работника? Посмотрите, какой стремительный рост безработицы произошел. И он продолжается. И вторую волну пока никто не опровергал. Понятно, что риск второй волны, которую осенью ожидают, в первую очередь ударит именно по необеспеченному потребительскому кредитованию.
— Получается, что в какой-то ближайшей обозримой перспективе смягчения этой политики ждать не приходится?
— Думаю, речь может идти только об ужесточении.
Ранее сообщалось, что в 2020 году с конца марта по середину июля почти полмиллиона частных клиентов Сбербанка обратились за реструктуризацией кредитов — потребительских и ипотечных, а также долгов по кредиткам.