Что считать «сомнительными деньгами», которые предложили передавать в Пенсионный фонд?
По заявлениям Минфина, поправка носит технический характер, но СМИ обратили внимание на решение Конституционного суда, согласно которому такая мера может применяться не только к чиновникам, пойманным на взятках
Читать на полной версииС одной стороны, все ясно. Есть коррупционер. У него нашли дома, земельные участки и прочее имущество. Объяснить происхождение всего этого человек не смог. Государство уже сейчас имеет право конфисковать все нажитое преступным путем. И мы уже видели конкретные кейсы полковника Дмитрия Захарченко и бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна, а во вторник Генпрокуратура потребовала изъять и обратить в доход государства имущество бывшего сенатора Рауфа Арашукова и его отца на сумму 1,5 млрд рублей. Но пока что в законе сказано именно об имуществе.
Минфин предложил технической поправкой добавить к этому еще и слово «деньги», чтобы бюджетный кодекс в этой части не расходился с кодексом гражданским. Но если вспомнить историю с тем же Захарченко, то там имущество было конфисковано не только у бывшего полковника, но также у его родственников и бывших подруг, то есть даже у людей, не имеющих прямых родственных связей со взяточником. И Конституционный суд не нашел в этом противоречий.
Возникает вопрос. Небольшой региональный предприниматель, например, в строительной сфере, часто работает за наличный расчет. Деньги копит на новую квартиру или дом. Хранит их на карте и в случае чего не может обосновать их происхождение какими-то документами. А таких в стране много. Еще больше тех, кто от работодателя на карту получает копейки, а основную часть зарплаты — в конверте. И тоже не может объяснить, откуда у него эти деньги.
Нужно ли нервничать таким гражданам? Управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов утверждает: в соответствии с действующим законодательством государство может изъять сомнительно нажитое только непосредственно у человека, чья вина в коррупционном преступлении доказана, или у его окружения. Но в таких делах в любом случае должен быть коррупционер, говорит юрист.
Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Если данные лица, которые не имеют родственных отношений к коррупционеру, они просто бизнес-партнеры либо иные третьи лица, каким-то образом связанные с коррупционером, и вина коррупционера в преступной деятельности доказана, то человек, у которого могут находиться денежные средства коррупционера, должен будет доказать следствию законность происхождения этих денежных средств».
При этом интерес к тем или иным странным суммам у тех или иных граждан правоохранители могут проявить в инициативном порядке. Но, по словам советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергея Хестанова, пока этим занимаются живые люди, ресурсов хватает на то, чтобы интересоваться суммами от миллиона долларов. Но люди будут заниматься этим не всегда, продолжает эксперт.
Уже два года назад власти после заявлений о том, что налоговики активно пользуются соцсетями, от слов перешли к делу. В Твери сотрудники налоговой сделали контрольную закупку у кондитера, который как частное лицо через Instagram и «ВКонтакте» продавал торты, но как индивидуальный предприниматель зарегистрирован не был. Эта было скорее демонстрацией возможностей. В итоге разоблаченный «серый» кондитер подал декларацию, а в стране после этого приняли закон о самозанятых. Который, кстати, реально заработал.
Видимо, придет время обеляться и тем, кто под категорию самозанятых не попадает, но по-прежнему остается в серой зоне. По своей ли вине при совокупности фискальной нагрузки в России и с учетом других особенностей ведения бизнеса в стране — вопрос дискуссионный.
Что касается поправок, в пресс-службе Минюста «Ведомостям» пояснили, что деньги предлагается изымать в пользу ПФР у граждан, которые обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супругов и несовершеннолетних детей. А само изъятие средств будет производиться в случае, если на счета таких лиц, их супругов и несовершеннолетних детей будут поступать средства в сумме, превышающей их общий доход за отчетный период и предшествующие два года, если законность их получения не подтверждена.