Россия — «страна-инкубатор» или хаб медицинского туризма?
Суррогатное материнство в России вновь на передовицах — вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила запретить процедуру для иностранцев
Читать на полной версии«Россия не должна быть страной с инкубаторами суррогатного материнства для иностранных граждан», — сказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на пресс-конференции РИА Новости. По мнению депутата, суррогатное материнство следует допускать только по состоянию здоровья, а получать услуги должны только россияне.
Сегодня закон разрешает воспользоваться суррогатным методом как супружеским парам и людям в гражданском браке, так и одиноким женщинам и мужчинам. Одним из самых известных отцов-одиночек в России стал еще в начале десятых годов Филипп Киркоров — суррогатная мать родила ему сначала дочь, потом сына. Более того, в России разрешено не только «альтруистичное» суррогатное материнство, когда за вынашивание плода женщина получает только возмещение расходов, но и коммерческое.
Доступность и сравнительная дешевизна процедуры сделали РФ одним из мировых хабов репродуктивного туризма — и некоторым это не нравится. Свою позицию озвучивает заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского медуниверситета имени Пирогова Ирина Силуянова.
Ирина Силуянова заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского медуниверситета имени Пирогова «Во всех европейских странах это явление запрещено. Во Франции, Германии, Швеции, в ряде штатов в США. Очень ограничено применение этой манипуляции в Великобритании, где четко запрещены торговые сделки, то есть возмездное суррогатное материнство. В Израиле запрещено возмездное суррогатное материнство, потому что всем очевидно в этих цивилизованных странах, что это аморальная форма, косвенная форма, но тем не менее торговля детьми. Если же сторонники этого действия апеллируют к различным благим целям, так пусть эти благие цели благими и остаются до конца. Это будет при условии, если мы исключим возмездную торгово-денежную область. Примером нам будут Великобритания и Израиль, где суррогатное материнство допустимо в формате, который исключает товарно-денежные взаимодействия».
На самом деле, суррогатное материнство запрещено отнюдь не во всех странах Евросоюза. «Альтруистическая» форма процедуры легальна в Португалии, Дании, Бельгии, Нидерландах и Венгрии, а примерно в трети стран Евросоюза область не регулируется вообще. Кроме того, даже при том, что формально услуга может быть альтруистической, на деле за компенсацией суррогатной матери может быть сложно уследить.
Оказание услуги на коммерческой основе разрешено в первую очередь на постсоветском пространстве, в том числе в Белоруссии, Казахстане и на Украине; в ряде штатов США, в том числе в Калифорнии, Техасе и Флориде, а также на Кипре. Запрещена процедура в первую очередь в крупных государствах ЕС и Китае. Большая часть остального мира с позицией по суррогатному материнству пока не определилась.
В защиту технологии высказывается медицинский директор клиники репродуктивного здоровья «Приор», руководитель отделения репродукции Московского областного НИИ акушерства и гинекологии Ксения Краснопольская.
Ксения Краснопольская медицинский директор клиники репродуктивного здоровья «Приор», руководитель отделения репродукции Московского областного НИИ акушерства и гинекологии «Существует медицинский туризм, не секрет, что российские граждане могут поехать в Германию, в США либо в другие страны для получения той или иной медицинской помощи, которая по тем или иным причинам не может быть оказана по месту их проживания. На мой взгляд, то же самое касается и суррогатного материнства — наверное, запреты в этом случае не уместны. Другой вопрос — этические аспекты, относящиеся к тому, когда суррогатное материнство проводится по желанию, но это, опять-таки, требует законодательная база. Конечно, с привлечением широкого медицинского сообщества. То есть обязательно, чтобы это не только уважаемые чиновники решали, но все-таки привлекли людей, которые непосредственно работают и занимаются лечением бесплодия».
Цены на коммерческую форму суррогатного материнства в России начинаются от 1-2 млн рублей. Часть денег забирает себе клиника, часть идет на расходы матери, часть женщина получает в форме компенсации — обычно от 500 тысяч рублей.
В предыдущий раз запрет суррогатного материнства обсуждался в 2017 году, но законопроект был отклонен. Как напоминает «Гарант.ру», проект натолкнулся на ожесточенную критику — в частности, в правительстве сочли, что запрет повлечет лишь потерю Россией соответствующего рынка, а центрами репродуктивного туризма станут другие страны.