Во Франции началась сборка международного экспериментального термоядерного реактора
В проекте ИТЭР принимают участие 35 стран. Планируется, что пуск реактора состоится в 2025 году, тогда же должна быть получена первая плазма
Читать на полной версииОбновлено в 20:08
Во Франции началось строительство международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР. В проекте, цена которого может составить до 20 млрд евро, участвуют страны ЕС, Россия, США, Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Казахстан.
В проекте ИТЭР принимают участие 35 стран. Планируется, что пуск реактора состоится в 2025 году, тогда же планируется получить первую плазму, пишет РИА Новости.
Принцип реактора называется токамак — сокращение от термина «тороидальная камера с магнитными катушками». Это самый грандиозный научный проект в истории, который может иметь самое непосредственное практическое применение, говорит доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Валерий Польский.
Валерий Польский доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» «Стоимость огромная, она превышает стоимость Большого адронного коллайдера в несколько раз. Каждая из стран вносит какую-то определенную конструкцию. Россия делает сверхпроводящие магнитные катушки, а также всевозможные конструкции вроде диверторов. Это все у нас строится, туда поставляется по определенному плану, по разработке. Принимают участие такие крупные институты, как Курчатовский институт, НИИЭФА имени Ефремова — это в Санкт-Петербурге, МИФИ частично тоже принимает участие. Это самая дорогая, наверное, конструкция, которая будет построена в мире, в результате чего мы сможем получать достаточно безопасную энергию, в отличие от обычных реакторов, где есть отработанное ядерное топливо, которое нужно захоранивать, куда-то убирать. Здесь ничего такого нет. Главная перспектива — можно получать достаточно дешевую энергию из таких простых вещей, как дейтерий и тритий. В результате синтеза двух ядер дейтерия и трития можно получать энергию, которую можно использовать, естественно, только в мирных целях».
Энергетика, основанная на ядерном синтезе, это крайне увлекательная задача и
относительно безопасная с экологической точки зрения, если не считать риски, связанные с радиацией, и риски, присущие любому крупному энергетическому производству. Но делать широкомасштабную ставку на нее в обозримом будущем было бы ошибкой, считает проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров.
Владимир Чупров проектный директор российского отделения Greenpeace «Это попытка человечества получить энергию в результате синтеза ядер вещества. Попытки ее освоить, по-моему, уже больше полувека происходят. Сама идея с научной точки зрения интересна, но на сегодня все это можно и стоит рассматривать как интересный, дорогой, научный всего лишь эксперимент. Главная проблема в том, чтобы вот эту реакцию удержать, эту плазму, там несколько миллионов градусов по Цельсию. Его можно удерживать только за счет магнитного поля, ну и каким-то образом снимать тепло, которое от него происходит. Но пока задача очень сложная, поэтому многие страны объединились вот в этот проект ИТЭР. Здесь нет каких-то вещей, связанных с образованием радиоактивных отходов или какой-то неуправляемой цепной реакции, там нет ядерных материалов в классическом понимании этого слова, нет опасных процессов, которые могут привести к тому, что было связано с чернобыльской радиационной аварией. Но вопрос в другом. На сегодня термоядерный проект преподносится как решение энергетических проблем человечества. Ставка на это направление во многом приводит к ложному пониманию, что мы можем не развивать солнечную энергетику, ветровую. Вот у нас есть серебряная пуля под названием термояд, мы его запустим, и все будет хорошо. Это отвлечение психологическое, да и финансовое, потому что стоимость этого проекта десятки миллиардов долларов, это очень дорого, там нужны инженерные кадры. А теперь представьте термоядерный реактор в Афганистане. Кто будет обслуживать, кто будет защищать, ремонтировать? Представьте термоядерный реактор в странах, где нужна энергия, но нет условий для этого, это конечно же немыслимо. Дай бог, чтобы у ребят все получилось, но тратиться и создавать глобальную термоядерную энергетику — это тупиковая ветвь».
На церемонию начала сборки международного термоядерного реактора прибыл президент Французской Республики Эммануэль Макрон.
Одна из ключевых деталей реактора — сверхпроводящие тороидальные магниты, они производятся на предприятии «Росатома», расположенном в удмуртском городе Глазове. Финансирование проекта поделено на 11 долей: Китай, Индия, Корея, Россия, США вносят по одной доле, Япония — две, Евросоюз — четыре.