Наша цель — нищета: победит ли Россия бедность к 2030 году? Комментарий Семена Новопрудского
В СССР была шутка: плакат с известным лозунгом «Наша цель — коммунизм» на фасаде артиллерийского училища приобретает особый смысл. На фасаде всех планов развития российской экономики на ближайшие годы должен быть начертан лозунг «Наша цель — нищета». Точнее, конечно, победа над нищетой
Читать на полной версииВ команде указов президента России произошла важная замена. Вместо указа от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на правовое поле вышел указ «О национальных целях развития России до 2030 года». К 30 октября 2020 года правительству поручено привести старый указ в соответствие с новым.
Одна из новых (на самом деле старых) главных целей развития России на ближайшие десять лет — «снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». Такой же цели по прежнему указу страна должна была достичь уже к 2024 году. Правда, в том указе не было отмечено, по отношению к какому уровню уровень бедности должен вдвое уменьшиться. Но поскольку сам указ появился в мае 2018 года, по умолчанию речь шла о двукратном уменьшении бедности именно к уровню начала 2018 года.
По данным Росстата, по итогам 2017 года в России доходы ниже прожиточного минимума имели 19,3 млн россиян. Следовательно, с поправкой на изменение численности населения (заметного роста, по прогнозам демографов, точно не предвидится, более вероятно даже некоторое уменьшение числа жителей страны) к 2030 году официальных нищих в стране должно стать менее 10 млн. Это тоже очень много, почти население Москвы. Но и это станет настоящим прорывом страны в новое качество жизни.
Масштабы реальной бедности россиян с большой долей вероятности превосходят данные Росстата — в том числе потому, что невозможно точно подсчитать количество безработных и самозанятых. И реальных доходов этих людей государство не знает.
Но и из того, что известно, картина вырисовывается печальная. По данным свежего традиционного опроса Сбербанка, так называемого индекса Иванова, проведенного с 1 по 20 июня, во втором квартале 56% россиян экономили на покупке продуктов питания. В первом, докарантинном квартале сокращать расходы на еду были вынуждены еще больше людей — 61%.
При этом 45% россиян беспокоит рост цен на фоне заявлений монетарных властей о низкой инфляции и низких инфляционных ожиданиях (именно на основании оценки инфляционных ожиданий граждан на горизонте ближайших 9-12 месяцев Банк России принимает решение по ключевой ставке, а сейчас она на рекордно низком уровне 4,25%). Для людей без денег и маленький рост цен очень заметен.
По данным Росстата, во втором квартале из-за карантинных ограничений в борьбе с COVID-19 реальные располагаемые доходы россиян упали на 8%. Это рекордное квартальное падение с начала века. В среднем россияне жили в апреле — июне на 32 854 рубля в месяц. Месячный прожиточный минимум для трудоспособного населения в России сейчас составляет 11 731 рубль, в целом на душу населения — 10 843 рубля. Остается пожелать чиновникам Минфина РФ, которые устанавливают такие суммы, попробовать самим прожить на эти деньги. Однако даже меньше такой ничтожной суммы в России доходы почти у каждого седьмого жителя страны.
В первом десятилетии ХХI века, на фоне многолетнего роста мировых цен на нефть и газ, у России были некоторые успехи в борьбе с бедностью. Даже после кризиса 2008-2009 годов доходы большинства граждан восстановились достаточно быстро. Но с 2014 года из-за войны санкций и резкого падения рубля после присоединения Крыма и начала войны в Донбассе начался настоящий обвал доходов домохозяйств. Пандемия привела к тому, что бедневшие пять лет подряд россияне резко стали еще беднее.
Главный способ борьбы с бедностью — создание государством условий, при которых люди трудоспособного возраста имели бы возможность найти работу с достойными доходами. Условий, при которых экономический рост и доходы казны позволяли бы государству платить пожилым людям достойную гарантированную пенсию. Условий, при которых само государство и бизнес любого калибра, в том числе малый и средний, а не только госкорпорации, создают новые рабочие места, чтобы максимально снизить безработицу.
У российского государства нет более важной задачи, чем борьба с нищетой. Стране, входящей в мировые топы по запасам нефти и газа, обладающей недрами практически со всей таблицей Менделеева, просто стыдно иметь такой уровень бедности. И бесконечно списывать его на внешние факторы вроде пандемии и санкций не получится. Сами виноваты.