Житель штата Флорида Игорь рассказал Business FM историю своей дочери. Она студентка, раньше подрабатывала в магазине игрушек, получала в месяц 1,5 тысячи долларов. Началась пандемия, магазин закрылся. Девушка подала заявление на госпомощь, и ей начали платить 870 долларов в неделю. Из них 600 долларов — деньги из федеральной казны, а еще 270 — от штата. То есть в месяц она теперь получает примерно 3,5 тысячи долларов. Еще раз: когда работала, зарабатывала 1,5 тысячи, когда перестала работать — 3,5 тысячи.

У самого Игоря семейный стоматологический бизнес, в компании трудятся десять человек. Из-за пандемии пришлось закрыться. Государство начало платить и компании, и отдельно работникам. И это стало проблемой, бизнес уже открылся, но некоторые сотрудники не хотят выходить на работу, потому что безработными им быть выгоднее, рассказывает Игорь.

«Проблема в том, что у нас два человека получали где-то 2,5 тысячи долларов в месяц, и они не хотят выходить на работу, потому что государство им платит больше — 3,5 тысячи. Мы их ждем, чтобы они вышли, а они всеми правдами и неправдами отказываются выходить, придумывают всевозможные причины, чтобы не выйти и получать больше. Что касается помощи бизнесу, да, здесь тоже очень серьезная была помощь. Как только мы в марте закрылись, государство на первом этапе сразу выдало нам 10 тысяч долларов, первая безвозмездная помощь. Буквально через месяц по второй программе они выдали нам 51 тысячу долларов, тоже безвозмездную».

Бизнесмен, кстати, переживает, что деньги, которые раздает государство всем подряд, напечатаны. Когда-нибудь, конечно, это закончится. Вопрос только — когда? И чем?

А пока в США администрация президента и сенат принципиально договорились о новом пакете помощи в 1 трлн долларов. И все, кто зарабатывает не больше 75 тысяч в год, а это выше средней зарплаты, снова получат единовременно по 1,2 тысячи.

Есть мнение, что если Федрезерв и дальше будет гасить пожар с помощью печатного станка, то это приведет к росту инфляции. Но пока она хоть и ускорилась, но не слишком сильно. Поэтому финансовые власти, что США, что Евросоюза, пользуются старым проверенным методом, который применяли еще во время мирового кризиса 12 лет назад.

Но тогда пострадали прежде всего банки. А сейчас проблемы у реального сектора. И вот туда деньги зачастую не доходят, объясняет советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов.

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» «Значительная часть денег попадает на фондовый рынок, на рынок недвижимости, на рынок драгоценных металлов, а в реальность особенно и не идет. Тогда и надуваются пузыри. Да, существует риск того, что эти пузыри лопнут. Существует очень хорошая поговорка, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. С учетом того, что прошедшую войну, если под ней подразумевать кризис 2008 года, генералы выиграли. Наивно ожидать, что они изменят свои предпочтения».

Тем временем госдолг США уже превысил 26 трлн долларов, это примерно на 20% больше американского ВВП. Хотя надо заметить, что доллар — это не просто валюта, это, по сути, главный американский экспортный товар. Но сейчас доллар падает по отношению к другим традиционно крепким и надежным валютам — это иена и швейцарский франк. Последний, как обратило внимание Reuters, достиг пятилетнего максимума. Игроки сейчас рассматривают эти валюты как самые безопасные. И, конечно, золото — цена на него тоже обновила рекорд.

Вырос и биткоин. Казалось бы, самая волатильная валюта в мире. Но еще в апреле аналитики Bloomberg назвали ее цифровым аналогом золота, который тоже становится защитным инструментом.

А в воздухе витает ожидание девальвации доллара. Рано или поздно Штаты перестанут безвозмездно выдавать населению деньги. Но ведь с народом придется еще и объясниться. Халява — это как курение. Привыкнуть легко, бросить — крайне сложно.