Олег Тиньков пожертвует часть состояния на развитие донорства костного мозга в России
Для этого бизнесмен создает Фонд семьи Тиньковых. Он появится в будущем году и будет заниматься популяризацией донорства костного мозга для больных лейкемией. Насколько остра проблема с донорством костного мозга в России и как ее решить?
Читать на полной версииОлег Тиньков пожертвует часть состояния на решение проблем больных раком крови. Фонд семьи Тиньковых, через который миллиардер будет перечислять средства на развитие донорства костного мозга в России, откроется не раньше будущего года. Об этом Олег Тиньков написал на своей странице в Instagram. Непосредственно фондом будет заниматься его жена Рина.
Бизнесмен борется с лейкемией с минувшей осени, за это время он пережил два сепсиса, коронавирус и побочные действия химиотерапии, которая ему не помогла. В итоге он решился на пересадку костного мозга. Операция прошла 10 июля, донором стала гражданка Германии. На видео, опубликованном в Instagram, Тиньков лежит под капельницей и объясняет, что донорство — это совсем не страшно.
«Все боятся пересадки костного мозга, у нас много стереотипов. Вот как это происходит: вот он, костный мозг, вот он вливается. То есть в данный момент у меня идет трансплантация костного мозга. Стыдно, что у нас в России всего 130 тысяч доноров. Его мне дала германская девушка, спасла меня. Будем ситуацию с донорством в России потихоньку менять».
В России действует несколько регистров доноров костного мозга — государственные и частные, в совокупности они насчитывают 130-140 тысяч доноров. Для сравнения: в Германии — 8 млн, в США — 13 млн. В Израиле каждый десятый гражданин является потенциальным донором. Можно сказать, что регистр — это показатель благополучия страны. Все они объединены в международную базу, содержащую более 34 млн человек. При этом в России очень много больных лейкемией, говорит руководитель отдела рекрутинга доноров Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова Евгения Лобачева.
Евгения Лобачева руководитель отдела рекрутинга доноров Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова «У нас приблизительно каждые 20 минут один человек заболевает раком крови, и трансплантация костного мозга нужна примерно трети этих больных, то есть в год это около пяти-семи тысяч человек. Но получают ее не больше полутора тысяч, остальные остаются за бортом, и они не выживают. У нас не хватает клиник, у нас не хватает коек, у нас не хватает доноров. Даже элементарно чтобы попасть в клинику, где делают трансплантацию костного мозга, например, для взрослых людей это всего две клиники в России: одна в Москве, одна в Петербурге. И люди со всей страны едут туда, там забито все под завязку. Для сравнения, в Германии таких клиник больше 70, а у нас на всю страну этих клиник дай бог 12, и из них регулярно выполняют эти трансплантации только шесть-семь клиник».
Если поиск и популяризацию донорства можно возложить на общественные организации и фонды, то строительство центров гематологии и трансплантации под силу только государству. Кроме того, в России донорство костного мозга не прописано законодательно. В прошлом году Минздрав представил соответствующий законопроект, но его раскритиковали эксперты — слишком много недоработок.
При этом в планах правительства — к 2030 году увеличить число потенциальных доноров до полумиллиона. Руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра детской гематологии имени Рогачева Николай Жуков считает, что есть два варианта решения проблем с донорством в России.
Николай Жуков руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра детской гематологии имени Рогачева «Первое — это интеграция в международные донорские фонды, то есть участие в базах данных, где есть люди, которые готовы стать донорами костного мозга за пределами Российской Федерации. И там есть много проблем. Некие неведомые до конца мне люди сказали, что отправка генетического материала и так далее за рубеж — это попытка вывезти некий совместный генетический код россиян за рубеж для того, чтобы создать там бактериологическое или еще какое-то оружие. В общем, очень много таких конспирологических вещей. И второе — это оплата услуг по подбору доноров».
Трансплантация костного мозга делается по государственной квоте, эта процедура стоит более 3 млн рублей. Но трансплантат, то есть клетки костного мозга, пациент ищет и оплачивает сам, в России это 400 тысяч рублей. Если донор находится в Европе — от 20 тысяч евро, в США — от 40 тысяч долларов. Далеко не все могут найти такие суммы, поэтому без фондов не обойтись. Но проблема еще и в совместимости, ведь донор костного мозга должен иметь похожий генетический код, фактически быть генетическим близнецом пациента — и здесь имеет значение национальность, поэтому важно развивать донорство именно в России.