Ущерб от разлива топлива в Норильске должен быть компенсирован за счет акционеров «Норникеля» или из других источников, но без ущерба для регионального и муниципального бюджетов, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Матвиенко также сообщила, что верхняя палата парламента обратится в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в причинах самого ЧП и масштабных последствиях.

«Давайте направим обращение в прокуратуру и попросим вынести соответствующий вердикт. Не только по этой аварии, а вообще в целом по экологической обстановке в сфере влияния «Норникеля». Мы все время призываем к социальной ответственности бизнеса. И вы посмотрите, «Норникель», который строил весь Советский Союз... Ну хорошо, приватизировали, о’кей, много делает частная компания, не возражаю. Но почему до такого состояния доведен город? Был один из красивейших и по архитектуре и по всему. Почему никто за это не спросил, где социальная ответственность «Норникеля»? Почти 30% аварийного жилья, в котором живут рабочие, работающие на предприятиях «Норникеля» и обеспечивающие им эти миллиарды дивидендов? Они что, не вправе рассчитывать на нормальное жилье, они не вправе расчитывать на нормальные дороги, на чистый воздух? Почему никто не спрашивает с «хозяев» «Норникеля», в том числе и вы, уважаемый губернатор? Почему раньше были так называемые красные директора, которые это все понимали, а сегодня у нас в основном финансовые управляющие, управляющие финансовыми потоками? Настоящий хозяин никогда бы не допустил такого состояния и такой аварии с такими серьезными последствиями. Поэтому я хочу дать целый ряд поручений комитетам. Давайте на этом примере разберемся, кто все-таки у нас в стране хозяин. Комитету по федеративному устройству: давайте [организуем] выездное заседание в «Норникель», попросим губернатора подготовить всю информацию, где и что. Пригласим акционеров «Норникеля», пусть они ответят, как они собираются город приводить в порядок, помогать власти. Я считаю абсолютно правильным решением, что большая сумма штрафа за нанесенный экологический ущерб пойдет в федеральный бюджет. Я в течение недели вела серьезные переговоры со всеми членами правительства и сегодня могу заявить, что правительство сделает все для того, чтобы эта сумма ущерба, компенсация, не нанесла вреда региональным и муниципальным бюджетам, чтобы ущерб был погашен за счет — пусть определит правительство — за личный счет акционеров либо за счет других источников, но не за счет налога на прибыль, которая идет в региональные бюджеты».

В каких случаях акционеры компании могут понести личную финансовую ответственность, Business FM пояснил председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

— В соответствии с Гражданским кодексом те лица, которые хотя формально и являются лишь акционерами, но участвуют в совете директоров, а иногда бывают председателями совета директоров, а могут быть и президентами компаний, эти лица принимают такие решения, существенным образом ограничивающие решения, которые принимает исполнительный орган той или иной компании. Таким образом, генеральный директор вынужден принимать те или иные решения, в том числе в данном случае, если речь идет о решениях, связанных с экологией, с теми мерами, которые компания должна была бы принять для того, чтобы минимизировать экологические риски. И в данном случае, возможно, к акционерам также будут предъявлены соответствующие требования. Когда мы говорим о субсидиарной ответственности, речь идет, прежде всего, о таких случаях, когда сама компания не может погасить тот ущерб, который она причинила. В данном случае, скорее всего, у «Норникеля» более чем достаточно ресурсов для того, чтобы такой ущерб погасить. Другое дело, что в соответствии с законом экологический ущерб может быть причинен как самой компанией, так и, безусловно, теми лицами, которые ею управляют.

— Уже появилось мнение о том, что раз в дело вмешался Совфед, можно сказать, что выводы суда будут предопределены. Как вы к этому относитесь?

— Конечно же, нельзя исключить определенного влияния на решение суда. Это мы понимаем, что де-юре, конечно же, такого влияния нет, но по факту, безусловно, мы понимаем, что высказывания политиков высокого уровня по тем громким, резонансным делам, которые всеми обсуждаются, безусловно, имеют существенное значение.

Почему в разбирательство по аварии в Норильске включился Совет Федерации? Мнение главы коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолога, директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко:

Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «Там же есть конфликт между акционерами, скажем, недопонимание. Один акционер — управляющий, это Потанин. Другой акционер — получающий свою долю дивидендов, но при этом не допущенный к управлению. Собственно, вокруг этого и ведется полемика. То, что Олег Дерипаска близок к группе Сергея Шойгу, а Валентина Матвиенко близка к Шойгу, в общем, тоже не большой секрет. Поэтому я не исключаю, что в том числе и какая-то информация могла поступать от этих людей, и всегда есть возможность формировать каким-то образом мнение».

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил в Совете Федерации, что его министерство сделает все возможное, чтобы «Норникель» вынес соответствующие выводы из аварии в Норильске.

Авария в Норильске произошла в конце мая, в результате разлива более 20 тысяч тонн дизтоплива попали в водные объекты и почву. Росприроднадзор оценил ущерб почти в 150 млрд рублей.