Мишустин пообещал сохранить деньги ФНБ. Ждать ли снижения рубля?
По словам премьера, к концу года в фонде останется не меньше 8 трлн рублей. Однако есть мнение, что выполнить такую цель поможет лишь падение рубля. Так ли это?
Читать на полной версииСейчас в Фонде национального благосостояния всего 12 трлн рублей. А ликвидная часть, то есть те деньги, которыми можно покрывать недополученные нефтегазовые доходы, — 8 трлн. Михаил Мишустин пообещал, что к концу года эта ликвидная часть ФНБ составит все те же 8 трлн.
Но, как замечает издание Finanz, Минфин в ближайшее время потратит из кубышки 125 млрд рублей. Это деньги, которые не пришли в бюджет из-за низких цен на нефть. И речь идет только об июне и июле. А впереди еще целых полгода. Сколько будет стоить нефть, не знает никто. В ФНБ поступает валюта от продажи нефти.
Значит, можно предположить, что нас будет ждать снижение рубля, чтобы сохранить обещанную планку в 8 трлн. Хотя директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» Владимир Брагин считает, что у рубля, скорее, наоборот, есть потенциал для укрепления.
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» «Постоянно такие вещи слышу: сейчас пройдут выборы, курс обвалится. Сейчас пройдут голосования по конституции, курс обвалится. Сейчас там вот это пройдет, и опять все обвалится. Сейчас доходность по российским суверенным евробондам одна из самых низких, то есть с точки зрения рисков, макроэкономические инвесторы в целом оценивают Россию как наиболее какой-то защитный безопасный актив. Вот брать и менять эту ситуацию в условиях кризиса, мне кажется, абсолютно нелогично».
При этом рубль уже и так ослаб. В то время как нефть, наоборот, подорожала. У нас есть бюджетное правило: когда стоимость черного золота превышает 42,5 доллара за баррель, то все излишки идут в копилку. Так сверстан бюджет.
Но сейчас нефть стоит больше 44. Поэтому, по крайней мере, пока, нет причин предполагать, что наши финансовые власти будут сознательно играть на ослабление нацвалюты. Да и спрос на нефть вместе с открытием экономик, в первую очередь китайской, постепенно восстанавливается.
Конечно, всегда можно ожидать появление еще одного «черного лебедя» в виде второй волны коронавируса. Но тогда и ослабление рубля не поможет, замечает начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» Олег Абелев.
Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» «Многое будет зависит не от тех сумм и цифр, о которых говорил Мишустин, а от того, стартует вторая волна пандемии или нет. Если она стартует и опять резко снизится спрос на углеводороды, то здесь никакое снижение рубля не поможет, потому что физически не будет спроса. Мы наблюдали ситуацию в апреле, когда многие крупные фонды, не дожидаясь поставки нефти, просто стали продавать поставочные фьючерсы, в итоге допродавались до уровня минус 40 долларов».
Триггером тех событий стал развал сделки ОПЕК+ на фоне резкого снижения спроса на нефть. Но потом нефтедобывающие страны заключили новую сделку, и она работает, котировки выросли.
Что же касается стоимости рубля, то на него, по словам экспертов, скорее, влияют другие причины. Во-первых, все ждут очередного понижения ставки нашего ЦБ. А, во-вторых, и это главнее, — сейчас и американский, и европейский регуляторы смягчили свою политику. И у рынка появился шанс дешево купить надежные активы.
В общем, пока ничто не предвещает каких-то новых шоков, что и можно прочесть между строк в заявлении Мишустина о нашей кубышке. Если же они произойдут, то обо всех прежних словах можно будет забыть: не в той ситуации они были сказаны.