Из московской мэрии ушел глава департамента образования и науки Исаак Калина
Он возглавлял департамент последние десять лет. Учителя вспоминают, что при Калине исчезли языковые школы, лицеи и гимназии превратились в обычные образовательные учреждения, а директорами назначались не учителя, а менеджеры
Читать на полной версииОбновлено 23 июля в 9:52
Глава департамента образования и науки Исаак Калина освобожден от должности в связи с переходом на другую работу, говорится в указе мэра Москвы. Он стал советником мэра, сообщил Сергей Собянин.
На протяжении последних лет учителя и родители не раз обращались с петициями к мэру с просьбой сменить главу департамента образования. Но, как пишет газета «Коммерсантъ», Калина оставался непотопляемым и ушел явно по собственному желанию, незадолго до 70-летия.
Исаак Калина перешел из федерального Минобрнауки в столичное правительство в 2010 году, сразу после прихода Сергея Собянина. Как пишет «Ъ», Калине поручили изменить «лужковскую» систему городского образования. Она сформировалась еще в 1990-е, ее отличительными особенностями были многочисленные «московские» надбавки педагогам и директорам, а также выделение группы «элитных» и «продвинутых» лицеев-гимназий.
К концу 2000-х такая ситуация уже не устраивала федеральный центр: в «лужковской» системе правительство видело лишь финансовые злоупотребления и угрозу социального расслоения в разных районах столицы. Калина провел слияние и оптимизацию школ, а также создал образовательные комплексы на базе «сад — школа».
Многие педагоги и родители воспринимали такие новации в штыки и выходили на митинги против объединения элитных школ с обычными районными. Калина же все объяснил на огурцах: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».
Выплаты «надбавок» сменились системой доплат в зависимости от рейтингов учителей и школ. Департамент внедрил аттестацию педагогов и начал ставить неблагонадежным учителям так называемые черные метки. Все это не нашло понимания у педагогов и директоров старой закалки, привыкших к уважительному отношению со стороны чиновников, — в образовательной среде ходят легенды о том, как жестко глава департамента распекал провинившихся. Московские родители разместили петицию с требованием отставки чиновника, а в прошлом году появилось обращение с просьбой провести прокурорское расследование действий Калины.
Нельзя сказать, что эти годы позитивно отразились на качестве столичной системы образования, считает сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
— Чем запомнится это десятилетие в московском образовании? Во-первых, реорганизацией, так называемой оптимизацией школ. Знаменитыми словами, что «дети как огурцы в банке будут». Постоянным давлением на директоров. Тем, что московские директора стали зависимыми, и перед каждой планеркой они боялись, а вдруг Калина будет говорить именно о них. Введением в Москве новой системы оплаты труда, которая вызывает, мягко говоря, неоднозначные оценки. И, разумеется, Московская электронная школа — это тот вопрос, который особо ярко встал в связи с дистанционным обучением, когда весь интернет был заполнен плачем родителей, что она не работает, и плачем учителей, что она абсолютно некачественная, что она никакая.
— Как вы считаете, что ожидает сферу образования дальше, есть ли какие-то надежды на улучшение?
— Ничего не могу сказать. Не знаю ничего о его преемнике. Вряд ли человек, только назначенный на эту должность, будет что-то кардинально менять.
Преемником Калины стал его заместитель Александр Молотков. Ему 50 лет. Он окончил Московский инженерно-строительный институт и Московский городской университет управления столичного правительства. В 2011 году пришел в департамент образования, работал над госпрограммой «Столичное образование», занимался вопросами развития государственно-общественного управления в образовании.