Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития страны до 2030 года. В число национальных целей вошли: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. Последний пункт — цифровая трансформация.

Теперь стало понятным, почему правительство тянуло с представлением скорректированного трехлетнего плана восстановления экономики, который в первом варианте оно представило еще в начале июня и который призван вывести страну из того кризиса, куда нас всех загнала пандемия коронавируса. Этот план теперь надо согласовать с нацпроектами. В то же время уже весной, по мере распространения карантинных мер, было ясно, что сами нацпроекты придется серьезно корректировать. И вот теперь президент обозначил параметры этой корректировки.

По сути, речь идет о переносе сроков выполнения основных целей нацпроектов с 2024-го на 2030 год. При этом на первое место поставлены не столько количественные, сколько качественные показатели. В этом смысле такие цели, как возможности для самореализации, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство и особенно цифровая трансформация, можно назвать «образом будущего», которого раньше подобным планам как раз и не хватало. Тем более что по мере развития технологий, возможно, придется пересматривать конкретные средства построения этого будущего.

Одно дело, скажем, планировать сокращение смертности на дорогах до не более четырех человек на 100 тысяч населения, что кажется МВД нереализуемым, экстраполируя до 2030 года нынешние методы работы. И совсем другое дело, когда на дорогах в массовом порядке появятся беспилотные автомобили.

В нацпроекты при этом внесен ряд достаточно заметных изменений. Например, президент отказался от требования войти нашей стране в топ-5 экономик мира. В конце концов, Советский Союз так долго «догонял» Америку, а потом постсоветская Россия взяла себе в качестве «маяка» сначала Португалию, а затем Германию, что пора уже, может, стать и самодостаточными. И равняться на то, как нам самим хорошо жить, а не на каком месте мы по размерам ВВП в мире. Кстати, такой показатель, как размеры и темпы роста ВВП, для многих уже не является «экономическим фетишем» в прежнем понимании.

На шесть лет откладывается цель вдвое снизить уровень бедности, а также сроки увеличения средней продолжительности жизни до 78 лет, цели по вхождению в топ-10 стран по качеству общего образования и объему научных исследований, по увеличению численности занятых в малом и среднем бизнесе до 25 млн человек. При этом стоит напомнить, что в нацпроекте «Демография» вообще шла речь об увеличении «здоровой жизни» до 67 лет, а теперь акцент переставлен на общую продолжительность.

На шесть лет отодвигаются сроки жилищного нацпроекта, который требует строить по 120 млн квадратных метров в год и улучшать жилищные условия для 5 млн семей ежегодно. Увеличения на 70% экспорта несырьевых неэнергетических товаров тоже планируется достигнуть лишь к 2030 году. Зато по физкультуре и спорту поставлены более амбициозные задачи: если ранее к 2024 году планировалось вовлечь в массовый спорт 55% населения, то теперь — к 2030 году — уже 70%.

В своевременной корректировке стратегических целей развития страны нет ничего зазорного. Ведь это происходит на фоне столь масштабного глобального экономического кризиса из-за пандемии, что все последствия его пока даже трудно себе представить. Мы еще полгода назад даже вообразить себе не могли прилет столь жирного «черного лебедя».

Впрочем, если ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию, то ничто не помешает выполнить поставленные задачи досрочно. И даже перевыполнить. А «образ будущего» можно будет и конкретизировать, наполнять новыми деталями по мере продвижения к нему. Теперь вообще на первый план выходит самый простецкий житейский лозунг: «Главное — здоровье!». Нам до конца, как говорится, не дано предугадать. Особенно насчет вероятных новых «черных лебедей».