Граждане, которые хотят посетить процесс над бывшим главой Серпуховского района Александром Шестуном, должны предъявить справку об отсутствии у них COVID-19. Такое решение приняла 20 июля судья Подольского городского суда Татьяна Юферова. Защита полагает, что суд нарушил принципы гласности разбирательства и принял решение в отсутствие правовых оснований.

О том, что судья решила потребовать от зрителей тест на коронавирус, Business FM рассказали адвокаты подсудимого Мила Сметанина и Олег Белов. «Большинство тех, кого интересует процесс, — это граждане Серпуховского района. Здесь такие справки выдают только на платной основе. При этом на других процессах в Подольском горсуде у слушателей справок не спрашивают. То есть по делу Шестуна суд сделал вот такое исключение, фактически нарушив принцип гласности судебного разбирательства», — посетовала Мила Сметанина.

По мнению адвоката, перспектива прохождения платных тестов остановит граждан идти на процесс, в результате чего будет утрачен общественный контроль за делом. Она добавила, что у конвоиров, которые доставляют подсудимого, «гораздо больше шансов заразить участников процесса, чем у посетителей, поскольку конвой постоянно меняется».

В понедельник, 20 июля, стало известно, что суд также запретил вести текстовую трансляцию заседания, которую до настоящего времени активисты делали со слов адвокатов подсудимого. «Это было сделано по ходатайству прокурора после жалобы свидетеля обвинения — бывшего начальника юридического отдела администрации Серпуховского района Надежда Шейко, которая расценила цитирование ее слов как давление», — продолжила Мила Сметанина.

В настоящее время разбирательство над Александром Шестуном, которое стартовало 5 марта, фактически проходит за закрытыми дверями. Из-за сложной эпидемиологической обстановки судья 2 июля постановила допускать на процесс исключительно его участников: адвокатов, прокуроров и обвиняемого.

У суда нет оснований закрывать процесс, и суд злоупотребляет своим правом, полагают защитники. «Мы обязательно будем писать в апелляционной жалобе на приговор о том, что все рассмотрение проводилось в незаконном режиме. Фактически заседание было закрытым, хотя ни оснований к тому, ни постановления о закрытии не было. Это допускается только в исключительных случаях, когда речь идет о гостайне или правах несовершеннолетних», — отметил Олег Белов.

В настоящее время на процессе представляет доказательства обвинение. Идет допрос свидетелей, которых в списке прокуратуры более 200. Пока допросили менее десяти человек.

Суды нередко закрывают процессы. Так, в июле столичные суды объявили закрытыми заседания по вопросу об аресте бывшего журналиста газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости» Ивана Сафронова и бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. В первом случае это было сделано из-за неразглашения тайны следствия, а во втором — чтобы обеспечить безопасность участников процесса.

Эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов отмечает, что в скандальных делах судьи стараются сохранить свою репутацию. В закрытых процессах заинтересовано и обвинение, говорит он.

Владимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Есть серьезные опасения, что открытый процесс будет демонстрировать зыбкость аргументов следствия. И чем более открытой будет информация, тем больше может возникнуть вопросов по этому поводу у общественности и профессиональных сообществ. Здесь [при закрытом процессе] есть сразу страховка от двух вещей: во-первых, руководство суда страхуется с точки зрения собственного имиджа. Мы знаем, что и в случае Шестуна, и в случае Фургала, и в случае Сафронова есть очень серьезная политическая подоплека всех дел. И когда политическая подоплека наблюдается, мы понимаем, что для судьи спокойнее процесс закрыть или частично закрыть. То есть здесь заинтересованность и со стороны обвинения, и стоящих за ним лоббистов, и со стороны суда. Это можно победить только единственным способом — усиливая общественное давление».

Эксперт выразил недоумение по поводу решения судьи Подольского суда. По его мнению, то самое усмотрение суда, на основании которого служители Фемиды часто принимают решения, судьи трактуют слишком вольно.

«Мне интересно, где прописана необходимость получения такой справки для суда, — в Гражданско-процессуальном или в Уголовно-процессуальном кодексе? На самом деле мы вступили в период, когда усмотрение со стороны судьи или должностного лица приобретает решающее значение. Часто это усмотрение не опирается на правовые нормы либо очень вольно их трактует. Но эта реальность, в которой мы уже живем».

Управляющего партнера адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федора Трусова принятое решение не удивляет. По его словам, чем дальше от Москвы — тем больше правового беспредела.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Чем дальше от Москвы, тем веселее работники молотка и весов. Люди забывают, что это их функция — осуществлять правосудие именем государства, а не выступать самодурами, толкуя процессуальные кодексы, как им в голову взбредет. Часто судьи забывают, что открытость судебных процессов — один из главных принципов демократического общества».

По его мнению, избежать нарушений можно, жалуясь на действия судей, в том числе в квалификационные комиссии.

Александр Шестун находится в СИЗО с 14 июня 2018 года. Первоначально претензии к нему были связаны с незаконным отчуждением в пользу ООО «Центр» четырех земельных участков в деревне Борисово Серпуховского района, что, по версии следствия, причинило государству ущерб на сумму 62 млн рублей. Позже сумма ущерба по этому эпизоду выросла до 64 млн рублей.

Действия Шестуна СКР квалифицировал как мошенничество, легализацию имущества, полученного преступным путем, а также незаконную предпринимательскую деятельность (ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 174.1 и ст. 289 УК РФ). Позже ему добавили обвинение в получении взяток (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на сумму около 10 млн рублей от руководства автономной некоммерческой организации по развитию физической культуры и спорта «Надежда». Шестун вину не признает, а преследование считает политическим. Он неоднократно объявлял голодовки.

В настоящее время в Одинцовском суде Подмосковья идет процесс по иску Генпрокуратуры к политику и еще 45 ответчикам (25 физическим и 20 юридическим лицам) об обращении в доход государства имущества на сумму более 1 млрд рублей. Речь идет об объектах недвижимости, которую оценили по кадастровой стоимости. Процесс находится на заключительной стадии, очередное заседание по нему назначено на 29 июля в 10 утра.

Это не первый иск к экс-главе Серпуховского района. Красногорский городской суд 8 апреля 2019 года рассмотрел аналогичный иск Генпрокуратуры РФ к Шестуну и еще 35 физическим и юридическим лицам и обратил в доход государства имущество и активы почти на 2,5 млрд рублей. Речь также шла о кадастровой стоимости имущества, в то время как рыночная составляет 10,5 млрд рублей.