«Все рыдали, когда мишка полетел». У Олимпиады-80 — юбилей
В Москве 19 июля 1980 года начались Олимпийские игры. Business FM спросила москвичей, что им запомнилось из событий сорокалетней давности
Читать на полной версииПрошло 40 лет со дня старта 19 июля легендарной Олимпиады-80 в Москве. Ее талисман — улетающего на шарах мишку — запомнил весь мир. Это были первые Олимпийские игры в Восточной Европе, их даже называли «первыми социалистическими».
Тогда в Москву отказались приезжать спортсмены из 60 с лишним стран. Они бойкотировали Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, но некоторые атлеты все-таки приехали и выступали под олимпийским флагом. Инфраструктура столицы не была готова к такому грандиозному событию — все строили буквально с нуля.
Business FM решила спросить москвичей, чем им запомнилась Олимпиада-80. Москвичка, участница Олимпиады, легкоатлет Ирина вспоминает про обстановку в столице — было мало людей, про похороны Владимира Высоцкого и про чудеса Олимпийской деревни.
«Мы четыре дня прожили в Олимпийской деревне. Помню, когда мы ехали по Москве, город был пустым. Единственное, стояли очереди около Театра на Таганке, прощались с Высоцким. А мы этого не знали, что там случилось, а водитель говорит: «Вот, Высоцкого хоронят». Было здорово, конечно. Там были специальные пледы с надписями. Правда, потом выяснилось, что это нам был подарок, но нам об этом никто не сказал и никто ничего не взял. Еда была — это что-то. Готовили лучшие повара. Такого дома не приготовишь. Очень много нарезок, овощей было и фруктов, раньше такого не видели. Круглосуточно работало это все. Можно было есть хоть сто раз на день. Чекистов была полная деревня. Нам выдавали штатскую форму, естественно, спортивную форму. В деревне работала мастерская, в которой мы эту форму перешивали, потому что нас сто раз измеряли, но мне, например, дали форму 48-го размера, а я носила 44-й. Там была парикмахерская бесплатная, магазин был со всякими сувенирами: самовары, скатерти. Москва, конечно, преобразилась. Выселили всех нищих, бомжей, проституток. Когда мы ехали в Олимпийскую деревню, мы немного поражены были, я говорила: «Господи, нейтронная бомба, что ли, упала». Народу мало ходило, всех разогнали — кого в лагерь, кого отдыхать в отпуск, только валите из Москвы».
Жительница столицы Нина говорит про внезапное продуктовое изобилие в столичных магазинах.
«К Олимпиаде все было подготовлено очень даже здорово. В магазинах все появилось, появилось много финских продуктов, мелкой фасовки масло сливочное, маленькие пакетики сливок, кондитерские изделия. Я обслуживала по работе Олимпиаду, и они все привезли с собой продукты, но питались все нашими продуктами. Наши продукты были самые лучшие. Но Олимпиаду все смотрели в основном по телевизору, потому что туда попасть было сложно, на стадион. Очень запомнилось вот что: мы поехали на дачу, у нас дача по Минскому шоссе, и как раз перекрыли Минку, и мы ехали одни по шоссе. Как-то нас пропустили. И каждые 200 метров стояли гаишники, потому что готовился велотрек. Закрытие — это было что-то! Со слезами на глазах у всех это было».
Москвичке Марии повезло — она «достала билеты на всю легкую атлетику», специально подрабатывая для этого в пионерском лагере. Билеты стоили 90 рублей, а зарплата Марии составляла 105 рублей в месяц.
«Тогда не было у телевизора несколько экранов. Мы поставили два телевизора друг на друга, один маленький, другой побольше, и смотрели все: по одной программе — бокс, по другой — волейбол. Переключали все, крутили. Я была так счастлива, что достала билеты на всю легкую атлетику, и на утро — отборочные, и на вечер. Специально работала целый месяц в пионерском лагере. За 90 рублей я купила себе билеты, 105 рублей зарплата у меня была. Это был дикий восторг. Все были дружелюбными, все были счастливые, радостные. Настолько это все было трепетно и необычно, тем более мы понимали, что это впервые в жизни было в Москве. Просто слезы, конечно, капали, и все рыдали, когда этот мишка полетел. И песня была просто великолепная».
Считается, что Олимиада-80 стала первой, затраты на которую почти полностью окупились. Как тогда рапортовал Владимир Коваль, отвечавший за экономическую программу Игр, поступления от коммерческой программы оргкомитета составили около 760 млн рублей при расходах в 860 млн. Официально первой прибыльной Олимпиадой считаются Игры в Лос-Анджелесе 1984 года.