Пресненский суд Москвы приступил к рассмотрению в особом порядке второго уголовного дела бывшего главы Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова. Его и четверых его предполагаемых соучастников, среди которых его мать, обвиняют в хищениях свыше 760 млн рублей. Прокурор огласил обвинительное заключение, после чего подсудимые подтвердили, что признают вину. Однако до того, чтобы гособвинитель запросил сроки, дело так и не дошло.

Дело Сергея Федотова поступило в суд в разгар пандемии — в конце апреля. Однако начать рассматривать его по существу никак не удавалось. После того как, наконец, состоялось предварительное слушание, заседание несколько раз откладывала из-за проблем с доставкой Федотова из изолятора.

Он единственный из четырех фигурантов находится под стражей. 17 июля ничто не предвещало накладки: главного фигуранта привезли из «Матросской Тишины» вовремя, также явились адвокаты всех фигурантов.

43-летний экс-глава РАО вошел в клетку, опираясь на инвалидную трость. Его 66-летняя мать Вера Федотова и трое других фигурантов: Светлана Темешева, Анжела Агейкина и Володия Назгашвили разместились на скамейках среди зрителей — они находятся под подпиской о невыезде.

Почти полтора часа ушло у прокурора для того, чтобы озвучить обвинительное заключение. Судья Александра Авдотьина периодически прерывала его, призывая говорить покороче, но было похоже, что обвинитель сам не знал, где указаны конечные суммы хищений.

Дело в том, что дело Федотова и других поступило на рассмотрение в особом порядке. В этом случае подсудимый признает вину в полном объеме, а суд не исследует доказательства. Процесс может уложиться в одно-два заседания, и фигурант вправе рассчитывать на более мягкий срок, не превышающий двух третей от максимально возможного.

Хищения под видом авторских отчислений

Федотова и других подсудимых обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в 2014-2016 годах. В деле идет речь о выплате РАО 762 млн 393 тысяч рублей подставным физическим и юридическим лицам под видом авторских отчислений.

Помимо Сергея Федотова, перед судом предстала его мать Вера Федотова, которая занимала должность заместителя гендиректора РАО, Светлана Темешева, руководившая департаментом по распределению гонораров, ее бывший заместитель Анжела Агейкина, а также муж Темешевой, предприниматель Володия Назгашвили.

Согласно обвинительному заключению, все подсудимые входили в организованную преступную группу, созданную Сергеем Федотовым. По его указанию они подыскивали авторов, которые готовы были за незначительную сумму передать права на свои не используемые музыкальные произведения, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Для последних составлялась фиктивная отчетность о том, что они в интересах авторов РАО якобы осуществляли мониторинг о том, что произведения авторов неоднократно используются на территории РФ, а также за рубежом: на телевидении и радио, а также в общественных местах — на предприятиях общественного питания и розничной торговли.

После того как липовые документы на оплату услуг и авторских отчислений поступали в бухгалтерию РАО, ее работники, не осведомленные об аферах, перечисляли индивидуальным предпринимателям и коммерческим фирмам авторские вознаграждения. Украденные деньги впоследствии обналичивались и распределялись между соучастниками.

Так, по словам гособвинителя, всего с января 2011 года по декабрь 2016-го подельники нашли 173 авторов, продавших им права на свои произведения. Всего лишь одной компании — ООО «Энджи» — за мнимое осуществление мониторинга использования музыкальных произведений РАО выплатило от 27,5 млн рублей. А таких фирм и индивидуальных предпринимателей были десятки.

Отдельно Сергею Федотову вменили еще один эпизод мошенничества на сумму 12,205 млн рублей путем заключения фиктивного договора с ООО «Альфа-Консалтинг» на оказание юридических услуг. Представитель потерпевшего, которым признано РАО, сообщил, что поддерживает иск о возмещении причиненного ущерба к подсудимым, ранее заявленный в рамках уголовного дела.

«Букет болезней» и лечение в Лозанне

Когда прозвучало обвинительное заключение, все подсудимые заявили, что полностью признают вину и раскаиваются, после чего суд приступил к изучению характеризующих их документов.

Тут выяснилось, почему Сергей Федотов ходит с тростью. Оказалось, что, помимо гипертонии, сахарного диабета, мочекаменной болезни и других заболеваний, он страдает острым тромбозом вен из-за варикоза. «Последние два года это сильно беспокоящее меня заболевание. Поэтому состояние здоровье, к сожалению, не очень хорошее», — сказал он. «Это из-за этого вы с палочкой ходите?» — спросила судья и получила утвердительный ответ. Также подсудимый сообщил, что у него на иждивении находится сын-инвалид (он страдает заболеванием крови. — Прим. Business FM).

Фигурант оказался удостоен многочисленных грамот, благодарственных писем и почетных дипломов за время работы в РАО, у него имелась благодарность Роспатента, а также медаль от патриарха. Положительные характеристики на него в суд прислали три человека, в том числе звезды российской эстрады Андрей Макаревич и Николай Расторгуев.

Защитник Веры Федотовой Валерий Прилепский обратил внимание суда на то, что его подзащитная является ветераном труда и заслуженным экономистом России. «Она начала свой трудовой путь в 1975 году и закончила в 2015 году. То есть все это время она занимались общественно-полезным трудом», — сказал адвокат, добавив, что у его клиентки имеется «целый букет заболеваний», а также большие проблемы со зрением: на левом глазу оно отсутствует, из-за чего ей пришлось оперироваться в швейцарской Лозанне.

Затронув тему предстоящего возмещения ущерба, адвокаты сообщили, что пока семья Федотовых не смогла начать его гасить. По словам защитника Сергея Федотова Александра Ильдуганова, «наличных денег у Федотова нет», а с оформлением нотариальной доверенности на право распоряжаться его имуществом на территории Великобритании и Шотландии вышла длительная заминка из-за пандемии. Документ удалось оформить в СИЗО только три дня назад, 14 июля. «Распорядиться имуществом и погасить ущерб пока не удалось», — сказал защитник.

Замок в Швейцарии и форс-мажорные обстоятельства

Еще пять лет назад «Ведомости» написали про четырехэтажный замок, купленный Сергеем Федотовым в Шотландии, стоимостью, по данным британской The Daily Mail, в 1 млн фунтов стерлингов. Сам глава РАО утверждал, что купил его в 2014 году примерно за 50 млн рублей, по цене небольшой двух- или трехкомнатной квартиры в центре Москвы.

Издание RNS также писало, что в 2016 году Федотов подал иск в Высокий суд Лондона, в котором просил запретить своей супруге Кире Федотовой и ее отцу Евгению Тупицыну распоряжаться активами и движимым имуществом на территории Англии и Уэльса. В иске фигурировали три дома на Withdean Road в Брайтоне стоимостью от 1,5 млн до 3,4 млн фунтов стерлингов и тот самый замок в Шотландии.

Позже Александр Ильдуганов пояснил Business FM, что по иску правительства Шотландии, которое сочло его исторической ценностью, на замок наложили арест. Арестована и московская квартира его клиента, которое считается совместно нажитым с женой имуществом. «Мы понимаем, что для приговора нужно хоть что-то возместить, но случилось форс-мажорное обстоятельство в виде пандемии», — сказал адвокат.

Накладки возникли и с российской недвижимостью семьи Федотовых. Дело в том, что на бабушку главы РАО был оформлен дом в престижном районе, на Николиной Горе. Однако, как рассказала Business FM после окончания слушания Вера Федотова, некие адвокаты убедили старую женщину оформить его на других людей для того, чтобы избежать ареста недвижимости внука в рамках уголовного дела. В итоге они похитили недвижимость, в связи с чем было подано заявление в правоохранительные органы, которое было оглашено в суде.

В разгар изучения данных о личности фигурантов подсудимая Анжела Агейкина попросила судью объявить перерыв буквально на пять минут. В ходе него работники и посетители были эвакуированы после сообщения неизвестного о якобы заложенной в здании бомбе. Заседание перенесли на 28 июля на 14:00. Ожидается, что после изучения личностей подсудимых прокурор запросит для них наказание. После выступления в прениях защиты подсудимые скажут последнее слово, и суд удалится на вынесение приговора.

Адвокат Сергея Федотова Александр Ильдуганов отказался прокомментировать Business FM суть обвинения, но сообщил, что рассчитывает на условный срок для своего подзащитного, на котором намерена настаивать защита.

Кто виноват и что делать?

Это второе уголовное дело экс-главы РАО. Первое закончилось 19 июня 2017 года, тогда Мещанский суд Москвы приговорил Федотова к полутора годам лишения свободы за аферы с недвижимостью возглавляемой им организации на сумму почти в 300 млн рублей. Тогда суд также рассмотрел его дело в особом порядке. После ареста Федотова в 2016 году его адвокаты заявляли, что в основе уголовного дела лежит давний конфликт Сергея Федотова с его бывшими партнерами и подчиненными.

В этот раз мать фигуранта Вера Федотова призналась Business FM, что, несмотря на признание сыном вины, она не верит в совершение им хищений. По ее мнению, в те годы Федотов почти не занимался работой и был озабочен здоровьем сына-инвалида. Сама она, хоть и признала вину, но уверяет, что не знала об аферах в РАО и впервые услышала фамилии индивидуальных предпринимателей лишь в суде.

«Я все рано признала вину, поскольку это люди (другие подсудимые. — Business FM) работали в РАО, а я как руководитель должна была реагировать на происходящее», — заявила подсудимая, а на вопрос Business FM о том, считает ли она, что ее сыну пришлось признать вину, сказала: «Ну а что нам делать?»