Что было не так с ЕГЭ по химии и почему возмущаются выпускники и родители?
Выпускники и даже педагоги говорят, что экзамен оказался гораздо сложнее ожидаемого уровня. В Сети появились петиции с требованием признать его результаты недействительными
Читать на полной версииВ России разгорелся скандал вокруг ЕГЭ по химии. И выпускники, и учителя утверждают, что экзамен был слишком сложным, а некоторые задачи — на уровне олимпиады или первого курса университета. В Сети появились петиции, в том числе адресованные президенту, с требованием признать результаты ЕГЭ по химии недействительными или снизить проходные баллы в вузах по этому предмету.
Соцсети вчерашних школьников бурлят — многие уходили с единого госэкзамена по химии в слезах, с кем-то истерика случилась прямо в аудитории, так что пришлось оказывать медпомощь. Причина не только в чрезмерной сложности заданий, утверждают выпускники, но и в неожиданном появлении на ЕГЭ новых типов задач с формулировками, которые не встречались раньше нигде: ни в материалах открытого банка заданий ЕГЭ Института педагогических измерений ФИПИ, ни в демоверсиях, ни в досрочных вариантах.
Роман закончил школу в Красногорске и собирается в медицинский. Говорит, что химию знал на отлично и был уверен в своей подготовке.
«Прорешал очень много сборников, много справочников прочитал, и ни в одном не встречались именно типы задач, которые были на ЕГЭ. Мы ожидали, конечно, что задания будут сложнее, нас предупреждали, но никто не был готов к тому, что нам дадут настолько сложные задания. Учителя сначала не поверили, думали, что переволновались, но потом, когда у всех ребят поспрашивали, стало понятно, что ввели действительно новые задания. Все говорят, что дистанционное обучение никак не повлияло на полученные знания. На самом деле, очень сильно повлияло. Не было возможности проводить какие-то профильные дополнительные занятия, подготовка велась исключительно самостоятельно».
Роман считает, что организаторы ЕГЭ, учитывая срезанный учебный процесс из-за пандемии, могли бы, наоборот, немного облегчить задания. Ему кажется, что вузам это выгодно — низкие баллы заставят выпускников поступать на платной основе.
В щекотливой ситуации оказались и учителя. Готовя школьников к ЕГЭ, они исходят из материалов, на основе которых формируются задания. Но в этот раз было нечто новое, и получается, что учителя готовили ребят не к тому. Тогда зачем нужны все эти шаблоны и пробники? Учитель химии гимназии № 1 Кирово-Чепецка Светлана Сычугова рассказала, что половина ее учеников вышли с экзамена в слезах.
Светлана Сычугова учитель химии гимназии № 1 Кирово-Чепецка «В этом году задача 34 оказалась для большинства ребят практически нерешаемой. Мало того что несколько уравнений химических реакций, но для решения этой задачи необходимо было составить систему уравнений. То есть ребенок, если он не обладает достаточной подготовкой по математике, эту задачу решить не сможет. Эта задача олимпиадного уровня. Наверняка есть какие-то объективные причины для того, чтобы задания усложнялись. Но если в предыдущие годы даже сложные задания ребенок, имеющий традиционную подготовку: сайт ФИПИ, демонстрационную версию, досрочные варианты, мог набрать баллов под 80, то в этом году, прорешав все эти источники, ребенок 80 баллов набрать не сможет».
Соосновательница онлайн-школы Bubo Unicus и репетитор по химии Лия Менделеева в качестве эксперимента тоже сдала ЕГЭ вместе со своими учениками и призналась, что некоторые задачи были неожиданными даже для нее, хотя ничего невозможного не было.
ЕГЭ — итог школьной программы лишь формально. Можно сдать на проходной балл, но для высокого дополнительное образование просто необходимо. А волна паники после ЕГЭ возникает каждый год и длится до публикации результатов, говорит Лия.
Лия Менделеева соосновательница онлайн-школы Bubo Unicus, репетитор по химии «В прошлом году так же неожиданно появились новые типы задач под конец года: электролиз и пластинки. Я помню, как мы яростно в последние дни учились решать совершенно новый формат задач. В этом году появилась точно так же задача на атомы. Составители экзамена проводили вебинар, на котором рассказывали, что будет на экзамене, и вот они, по-моему, прилагали список задач, в которых было очень много как раз-таки атомов и расчетной части. И оттуда можно было сделать предположение и вывод, что что-то подобное будет. Не так легко найти в принципе этот вебинар, мне его скинули, я его смотрела. Но это было не по закрытым ссылкам, просто он не так легкодоступен был, как хотелось бы».
Если бы составители ЕГЭ представили свой вебинар более широко, то, возможно, школьники знали бы, чего ждать, и подготовились к этому. Сейчас остается ждать результатов, и если среднее количество баллов будет значительно ниже, чем в прошлом году, то можно надеяться хотя бы на снижение проходных балов по химии в вузах. Хотя Рособрнадзор, комментируя жалобы, заявил, что задания ЕГЭ по химии в этом году не выходят за рамки школьной программы.