За смерть главы Total прокуратура запросила для диспетчеров «Внуково» реальные сроки
Обвинение потребовало приговорить троих диспетчеров к лишению свободы на сроки от пяти лет и десяти месяцев до шести лет и двух месяцев. Защита просит их оправдать
Читать на полной версииПрокуратура потребовала приговорить троих авиадиспетчеров аэропорта «Внуково», обвиняемых в гибели главы энергетического концерна Total Кристофа де Маржери, к лишению свободы на сроки от пяти лет и десяти месяцев до шести лет и двух месяцев. Об этом Business FM сообщил адвокат одного из подсудимых Игорь Чернецкий.
«В ходе прений сторон прокурор заявил, что считает вину подсудимых доказанной, и запросил для Надежды Архиповой пять лет и десять месяцев лишения свободы, для Александра Круглова — шесть лет, а для Романа Дунаева — шесть лет и два месяца заключения в колонии общего режима», — сказал адвокат. Чернецкий, который защищает Романа Дунаева, добавил, что прокуратура в качестве дополнительного наказания предложила запретить каждому из подсудимых работать в управлении воздушного движения на три года.
В свою очередь, в прениях сторон защита просила оправдать подсудимых. «Мы считаем, что в действиях диспетчерского состава Внуковского центра организации воздушного движения — Круглова, Архиповой и Дунаева — отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 263 УК РФ. Их вины в том, что произошла катастрофа, нет. Должностные инструкции и требования федеральных авиационных правил ими были выполнены в полном объеме», — заявил Business FM Чернецкий.
По его мнению, доказательства их виновности не были представлены в суде, а те доказательства, которые имеются в уголовном деле, являются либо недопустимыми, либо не доказывают их вину. «На самом деле, у нас в деле нет свидетелей, которые, будучи допрошены в суде, сказали бы «диспетчер старта виноват» или «руководитель полетов виноват». Таких свидетелей нет», — продолжил защитник.
Диспетчер старта Александр Круглов в прениях сторон назвал причину, почему, на его взгляд, следствие возложило ответственность за случившееся на диспетчеров. По словам фигуранта, после задержания его и его коллег осенью 2018 года были назначены «виновные». «Потом, очевидно, нельзя было по-другому, и поэтому следствие подгоняло все доказательства для того, чтобы признать их виновными», — сказал подсудимый.
Он и другие фигуранты — Надежда Архипова и Роман Дунаев, — обращаясь к суду с последним словом, не стали просить снисхождения. Подсудимые в очередной раз подчеркнули, что не считают себя виновными, и назвали уголовное дело против них «сфабрикованным».
Перед судом предстали руководитель полетов центра организации воздушного движения «Внуково» Роман Дунаев, диспетчеры Надежда Архипова и Александр Круглов. Им вменяется нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Обвинение гласит, что они нарушили целый ряд пунктов авиационных правил и должностных инструкций, в результате чего 20 октября 2014 года в 23 часа 58 минут частный самолет Falcon-50ЕХ с главой французского энергетического концерна Total Кристофом де Маржери на борту на взлетной полосе «Внуково» столкнулся со снегоуборочной машиной. За ее рулем находился пьяный Владимир Мартыненко. Бизнесмен, возвращавшийся с инвестиционного форума в Париж, а также трое членов экипажа его бизнес-джета погибли.
Процесс по делу длится с осени 2018 года. Длительность разбирательства объясняется тем, что в какой-то момент произошла замена судьи, так как предыдущая судья ушла в отставку. Свою вину фигуранты не признают.
Изначально фигурантов было пять. Судебный процесс над ними шел в Солнцевском суде Москвы с июля 2016 года. Однако 2 марта 2017 года дело в отношении диспетчеров выделили в отдельное производство и вернули на доследование из-за процессуальных нарушений.
Двух других фигурантов Солнцевский суд Москвы 7 июля 2017 года приговорил к четырем годам и 3,5 года лишения свободы. Сотрудники аэродромных служб аэропорта «Внуково» Владимир Мартыненко и Владимир Леденев признали вину. Процесс по их делу прошел в особом порядке, без исследования доказательств. Осужденных освободили от наказания, так как они попали под амнистию, объявленную в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
По мнению Игоря Чернецкого, именно Владимир Мартыненко и его начальник Владимир Леденев стали виновниками трагедии. Последний отвечал за производство работ по чистке взлетной полосы от снега. «Оба они находились в состоянии алкогольного опьянения», — подчеркнул адвокат.
Он добавил, что о наличии алкоголя в крови Мартыненко ранее неоднократно сообщали СМИ, однако они почему-то не писали о том, что был пьян и его руководитель. Вместе с тем в деле есть акт медицинского освидетельствования Леденева, подтверждающий это. Чернецкий полагает, что причиной трагедии стало стечение обстоятельств и действия пьяного Владимира Мартыненко, который банально заблудился.
Ярослав Чернецкий адвокат Романа Дунаева «В тот день впервые выпал снег, и снегоуборщики впервые вышли на работу. Видимо, они это отметили. Поехали и начали убирать. Мартыненко заблудился и, видимо, перепутал машину своего руководителя с машиной электриков. Он увязался за электриками, пересек взлетно-посадочную полосу, подъехал, понял, что это не та машина. Надо было разворачиваться, остановиться и сообщить, что он потерялся. Но в этой ситуации к нему должна была бы приехать служба авиационной безопасности аэропорта, был бы составлен акт несанкционированного пересечения полосы. Тогда бы выяснилось, что снегоуборщики нетрезвые, и был бы скандал. Как мне кажется, Мартыненко, чтобы избежать этого, решил тихонько проехать полосу, оставшись незамеченным. Он реально выключил свет, выключил мигалку, пытался проскочить — и не проскочил».
Приговор суд планирует огласить 23 июля в 15:00.