СМИ: в рамках дела Бабарико арестован счет жены замминистра финансов России
Белгазпромбанк проводил подозрительные операции подрядчиков «Газпрома», заявили в департаменте финансовых расследований Комитета госконтроля Белоруссии
Читать на полной версииОбновлено в 12:29
Минск заявил, что в рамках расследования дела Виктора Бабарико арестовал банковский счет жены замминистра финансов России Андрея Круглова. Речь о событиях двухлетней давности, когда он еще был зампредом «Газпрома». В эфире телеканала «Беларусь 1» представители департамента финансовых расследований Комитета госконтроля рассказали, что Белгазпромбанк проводил подозрительные операции подрядчиков «Газпрома».
Среди прочих схем в телесюжете отмечалось, что часть российских бюджетных средств отмывалась через счет компании «Стройгазконсалтинг». Перед этим, по словам белорусских властей, заместитель Бабарико встречался с тогда еще зампредом «Газпрома» Андреем Кругловым.
Будущий замминистра финансов России фигурирует и в другом эпизоде сюжета — об открытии засекреченных счетов на имя Круглова и его жены. О счетах в сюжете рассказывает замначальника управления департамента финансовых расследований Дмитрий Дягилев:
«Данный банковский продукт нигде не афишировался, поскольку он был создан исключительно под одного человека — гражданина Российской Федерации Круглова Андрея Вячеславовича. Всего за период существования банка было заключено только три договора займа: два с гражданином Кругловым Андреем Вячеславовичем на общую сумму 8,5 млн евро и один с его женой на сумму 3 млн евро».
Заняв место замминистра финансов России, Круглов прекратил сотрудничество с Белгазпромбанком. Сегодня в банке остается только заем супруги чиновника на 3 млн евро, отметили белорусские власти. Сейчас счет арестован, белорусский Комитет госконтроля запросил правовую помощь у российских компетентных органов.
В Кремле заявили, что не знают о ситуации с арестом счета супруги замминистра финансов РФ Андрея Круглова в Белгазпромбанке. «Ничего не известно. В любом случае, это не вопрос Кремля», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков журналистам.
Этот телесюжет нельзя воспринимать как официальную позицию Минска, считает белорусский политолог Виктор Мартинович. С ним беседовал Игорь Ломакин.
— Канал «Белоруссия 1» обычно озвучивает те позиции в подобных делах, которые впоследствии в случае нужного поведения подозреваемых можно назвать позицией медиа, которые в Белоруссии, конечно же, независимы. То есть не надо это воспринимать как однозначную позицию белорусского руководства или следственных органов. Если бы это была позиция следственных органов, то это был бы не журналистский материал, а пункт в обвинении. Это одно из па сложного танца вокруг Бабарико и Белгазпромбанка. В данном случае мы имеем гораздо более серьезный разворот, связанный с тем, что присутствует жена топ-политика России. Зачем это было озвучено? На мой взгляд, сейчас у Минска стоит сложная задача — убедить Европу в том, что в этих выборах присутствовал Кремль, что тут присутствовали некие грязные деньги, что тут присутствовали деньги «Газпрома», что условный Путин стоял за Бабарико и, стало быть, с Бабарико можно делать все что угодно.
— Ждет ли Минск сейчас реакции Москвы?
— Да, безусловно, он ждет той реакции Москвы, которая последовала тогда с делом Баумгертнера. Напомню, несмотря на всю чудовищность и громкость этого поступка, реакция была нежесткой. Москва скорее пошла на уступки.
— Но тут-то в чем предмет торга?
— Тут предмет торга заключается в том, чтобы вовлечь как можно большее количество акторов в дело Бабарико, чтобы замять это дело, чтобы ликвидировать ощущение того, что Кремль, замминистра финансов, кто угодно из Москвы участвуют в этих выборах на стороне Кремля и на стороне Бабарико. Чтобы замять этот скандал, срочно дайте нам денег, срочно начните с нами говорить по-прежнему. Ведь ситуация в отношениях с Белоруссией сейчас очень тревожная. Мы не видим явных скандалов, но мы видим ледяное молчание. Обычно такую ледяную ситуацию Минск разбивает путем провоцирования или вовлечения своих потенциальных партнеров по переговорам в некий конфликт.
Москва вряд ли серьезно отреагирует на провокацию со стороны белорусских властей, отмечает глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко.
— Москва несколько лет назад взяла курс на постепенное сокращение объемов помощи белорусской экономике. И все, что делает за последнее время Лукашенко, — это попытки принудить Москву к тому, чтобы она продолжала спонсировать белорусскую экономику, эффективность которой находится под очень большим вопросом.
— Белорусские журналисты подают открытие этого эксклюзивного счета в банке как мошенническую схему. Что тут может быть противозаконного?
— Я так понимаю, у них вопросы на тему условий, на которых его открывали. Но как человек, изучавший вопрос о так называемом private banking, могу сказать: действительно, банки для крупных интересных клиентов очень часто предлагают какие-то особые условия, которые предлагают не для всех. В этом смысле я думаю, что это очень сложно обосновать как какую-то мошенническую схему, тем более человек, который сейчас является замминистра финансов России, в момент, когда у него были счета, был сотрудником «Газпрома» и никаких законов не нарушал.
В начале недели ЦИК Белоруссии отказал экс-главе Белгазпромбанка Бабарико в регистрации на выборах. Глава Центризбиркома объяснила это решение письмом из Комитета госконтроля, где говорилось об участии экс-банкира в «преступной группе». Ранее в обвинении фигурировали только отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и дача взятки.