После массовых задержаний 14 июля жители Белоруссии вновь вышли на акции протеста. В Минске у здания ЦИК выстроилась очередь для подачи жалоб на отказ в регистрации Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. В ней стоят около сотни человек, и с каждым часом людей становится все больше.

В Центризбирком несогласных позвал штаб Бабарико. Жалобы помогут оспорить недопуск кандидатов в Верховном суде. Перспективы развития протестного движения Business FM обсудила с незарегистрированным кандидатом на пост президента Белоруссии Валерием Цепкало.

— Здесь еще непонятна стратегия. Я думаю, что эта стратегия будет у нас формироваться, исходя из консультации со штабами других кандидатов, в том числе и тех, которые зарегистрированы. Там на самом деле есть тоже очень приличные люди — и Сергей Черечень, и Андрей Дмитриев. Естественно, сейчас им надо начинать вести предвыборную кампанию. И предвыборную кампанию должна вести Светлана Тихановская, безусловно. Если их рейтинги начнут резко расти вверх, то понятно, что мы, естественно, поддержим этих кандидатов. Если же этого происходить не будет, то я думаю, правильным для них было бы тогда сняться, как бы набирать силы и авторитет на следующий электоральный цикл. В этом году власть вообще засушила выборы. То есть у нас по Конституции Белоруссии дается пять месяцев на президентскую кампанию. Центризбирком мог бы уже давным-давно принять решение в отношении регистрации, потому как в этот период нельзя агитировать, нельзя проводить агитационные кампании. Они дотянули до последнего дня, когда это вообще у нас возможно. То есть три месяца вместо пяти месяцев, и вместо того чтобы на агитацию дать один месяц, они дают буквально три недели.

— На ваш взгляд, нынешний протест качественно отличается от протеста 2010 года? Есть ли у него потенциал не угаснуть?

— Поживем — увидим. Я очень надеюсь, что он не угаснет, что он не затихнет, потому что в 2010 году была одна вспышка, она была как раз в день голосования. То есть до этого не было активности гражданского общества. Эта кампания как раз характеризуется тем, что люди вышли на улицы. Есть все-таки активный бойкот выборов, когда люди просто будут приходить и портить избирательные бюллетени. И территориальные избирательные комиссии должны будут фиксировать их как испорченные бюллетени. Тогда никто из кандидатов не набирает необходимое количество голосов, то есть Лукашенко, конечно, прежде всего. Он останется, возможно, с Канопацкой, возможно, он один. И тогда президентская кампания начинается по новой.

Правительство ФРГ с сожалением приняло к сведению решение ЦИК Белоруссии отказать в регистрации Бабарико и Цепкало и призывает белорусские власти отпустить всех задержанных, заявил представитель МИД Германии Кристофер Бургер.

Критику предвыборной кампании со стороны западных стран прокомментировал Александр Лукашенко. По его словам, странам ЕС следует обратить внимание на свою политическую ситуацию.

«Что касается наших западных соседей, всякое у них там бывает, и двойные стандарты. И сейчас, в канун президентских выборов, они уже нам начинают намекать: «Да вы тут смотрите, чтобы все было демократично, чтобы, не дай бог, на улице не было столкновений». Я недавно Макрону сказал: «Ты посмотри, что у тебя «желтые жилеты» делают и как ты там воюешь». Я говорю: «У вас партнер Соединенные Штаты Америки, вы видите, что там происходит? Там без слезоточивого газа не обходится. На Россию попробуйте наехать». Побаиваются. И вот они, наверное, решили опять потренироваться на Белоруссии. Не получится. Мы свою страну будем защищать всеми законными методами, незаконно никто ничего делать не будет».

Ранее ОБСЕ напомнила МИД Белоруссии, что так и не получила приглашения на выборы для своих наблюдателей. Члены организации не будут следить за голосованием впервые с 1994 года.