Дело «Нового величия». С чего все начиналось и к чему пришло?
Всего по делу в 2018 году были задержаны десять человек. Люблинский суд 6 августа должен вынести приговор
Читать на полной версииЛюблинский суд Москвы 6 августа должен вынести приговор по делу «Нового величия». Трем фигурантам дела грозят реальные сроки от шести до семи с половиной лет. Еще четверых обвинение просит наказать условно на срок от четырех до шести с половиной лет. Всего в 2018 году по этому делу были задержаны десять человек. Судьбы их в ходе процесса сложились по-разному.
Версия обвинения: движение «Новое величие» было создано в 2017 году. Изначально его деятельность сводилась к переписке в телеграм-канале, но потом фигуранты начали встречаться и строить планы по свержению власти в России насильственным путем. В частности, члены «Нового величия» распечатывали и распространяли листовки, участвовали в акциях оппозиции, а затем выезжали на полигон и тренировались в стрельбе из карабина и в метании коктейлей Молотова.
Под мишенями для стрельбы, по версии обвинения, подразумевались сотрудники силовых структур, а поджечь в перспективе молодые люди хотели правительственное здание. У «Нового величия», по данным материалов дела, были все признаки экстремистской организации: устав, иерархия и так далее.
Версия защиты: молодые люди действительно переписывались в чате, но саму организацию создал внедренный сотрудник правоохранительных органов, человек, известный в деле как Руслан Д. Именно он, по версии адвокатов, предложил создать «Новое величие», сам придумал название и написал устав. Квартиру для встреч оплачивали тоже внедренные оперативники, утверждают адвокаты подсудимых. Руслан Д. по делу проходит как свидетель.
Суд 6 августа вынесет приговор семерым фигурантам. На вопрос, почему для четверых из них просят условные сроки от четырех до шести с половиной лет, а остальных требуют отправить на шесть с половиной и семь с половиной лет в колонию, адвокаты подсудимых ответить не смогли. Роли участников «Нового величия» в этом сообществе не были расписаны даже в обвинительном заключении, говорит адвокат Дмитрия Полетаева, которому грозит шесть с половиной лет условно, Александр Борков.
Александр Борков адвокат «Если распределять эти сроки по конкретным людям, надо конкретным людям объяснять, что каждый конкретный человек сделал во время общения, во время этих путешествий, и, соответственно, из этого исходить, подходить к срокам. У нас получилась такая ситуация, что по факту ребятам, которых поместили под стражу в самом начале уголовного дела, просто не повезло с судьей в Дорогомиловском суде. То есть кто-то ушел под домашний арест, а несколько человек ушли под стражу, и вот этот момент прокуратура хочет и дальше обосновать и подтвердить, раз они изначально были под стражей, значит, они больше всех виноваты, значит, они должны получить реальные сроки».
Всего по делу были задержаны десять человек. Четверых суд оставил под домашним арестом. Остальных, в том числе несовершеннолетнюю на тот момент Анну Павликову, отправил в СИЗО. В изоляторе у девушки начались серьезные проблемы со здоровьем. Обострились уже имевшиеся на тот момент заболевания и появились новые.
Аналогичные проблемы возникли еще у одной арестованной, Марии Дубовик. И после того как суд дважды продлил им пребывание в СИЗО, в Москве прошла протестная акция «Марш матерей», которая собрала около тысячи участников. В итоге суд перевел девушек под домашний арест.
Дело «Нового величия» на встречах с президентом некоторые члены СПЧ называли провокацией силовиков. Если, по версии защиты, все признаки экстремистской организации «Новому величию» придал внедренный оперативник и это именно он предлагал выезды на полигон для тренировок в стрельбе и метании коктейлей Молотова, почему остальные фигуранты дела ездили на эти тренировки, если они не хотели принимать участие в каких-либо силовых акциях? Этот вопрос Business FM задала адвокату Вячеслава Крюкова, которому грозит шесть лет тюрьмы, Дмитрию Иванову.
Дмитрий Иванов адвокат «Для них это была просто игра. То есть они поехали, ничего запрещенного они там не делали. Они поехали, производили выстрелы из карабина зарегистрированного на полигоне, то есть для них это была игра, и причем нигде никто не говорил, что мы будем стрелять в полицейских, еще что-то. Этого не было. А Руслан все это и провоцировал. Он говорил о том, что давайте будем представлять, что это сотрудники полиции, а давайте мы добавим бензин, дополнительный, так сказать, состав, который будет гореть на сотрудниках полиции. А ребята ведь на все это говорили, что нам это не нужно».
Один из фигурантов дела Рустам Рустамов ранее признал вину и в особом порядке получил два года условно. Сергей Гаврилов, ожидавший решения суда под домашним арестом, бежал из страны. Павел Ребровский, еще один обвиняемый, заключивший досудебное соглашение, после того как был приговорен к реальному сроку, изменил показания и заявил, что оговорил товарищей под давлением. Дело Ребровского отправлено на пересмотр.