Доходы от экспорта российского золота во втором квартале 2020 года превысили выручку от продаж газа. Об этом пишет РБК со ссылкой на ФТС и Центробанк.

Только за апрель-май Россия экспортировала 65,4 тонны золота на более чем 3,58 млрд долларов. Газа было продано за рубеж на 2,4 млрд долларов. По предварительной оценке ЦБ, в целом за второй квартал экспорт трубопроводного газа принес России 3,5 млрд долларов выручки — примерно столько, сколько золото за два месяца. Для газа это минимум за квартал с 2002 года.

Такое в истории современной России происходит впервые, отмечает вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

Алексей Вязовский вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» «Такое событие уникально, безусловно, и не уверен, что может повториться в будущем. Связано оно с пандемией коронавируса, которая привела к невиданному спросу инвесторов именно на физическое золото. Вы знаете, что большинство сделок на фьючерсных биржах не заканчиваются поставкой металла. Но в апреле и мае инвесторы (в первую очередь на американской бирже COMEX, которая является крупнейшей по оборотам «бумажного» золота) массово потребовали поставки, и был огромный дефицит, который восполнялся в том числе российским золотом. А наше правительство еще подсуетилось и успело выпустить постановление, которое разрешало нашим золотодобытчикам напрямую поставлять слитки за рубеж. Раньше они не могли этого делать, только через банки. Второй фактор, который позволил нашему золоту показать такие объемы, это прекращение ЦБ скупки золота на рынке. У нас больше половины объема добычи за прошлый год скупал ЦБ. Но в этом году это прекратилось, и в России образовался профицит золота, который, собственно, и пошел на экспорт».

Для сравнения, в апреле-мае прошлого года Россия экспортировала золота на 247 млн долларов. Текущие показатели возникли под влиянием кризиса на фоне пандемии, и в будущем ситуация изменится, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Сейчас мы с вами живем в условиях коронавируса, и поэтому падение цен на основные экспортные товары России было совершенно очевидно из-за снижения потребления нефти и газа. А налоговая система России так устроена, что она помогает компаниям в период кризиса, и налоги тоже сокращаются. Соответственно, сокращаются еще и поступления в бюджет, и доходы компаний тоже падают. А золото — это защитный актив. Исторически сложилось, что золото активно скупается в период кризисов. Это не значит, что если кризис затянется, условно говоря, на десять лет, то золотом можно будет заменить нефть, газ или пшеницу. Что касается нефти и газа, то постепенно стоимость этих товаров будет увеличиваться, все-таки иначе сложно себе представить способность этих отраслей не только в России, но и в других странах выжить, если они производят товары, которые стоят слишком дешево. На каком-то этапе цена на нефть и газ тоже будет расти, и, соответственно, поступления в российскую экономику, в бюджеты, доходы компаний тоже будут увеличиваться. Представьте себе, сколько, например, была экспортная пошлина на российскую нефть в мае, когда она рассчитывалась по итогам апреля, а в апреле были совсем низкие цены на российскую нефть Urals. Экспортная пошлина на нефть стала буквально несколько долларов, а до этого в марте она была около 50 долларов и даже больше. Короче говоря, мы с вами наблюдаем эффект, связанный с кризисом и реакцией на него российской экономики».

В апреле мировые цены на золото обновили максимум с ноября 2012 года и достигли 1741 доллара за тройскую унцию.