«Они не получили обещанные деньги». Строители Амурского ГПЗ устроили погром из-за заниженных выплат
Виновным они считают турецкого подрядчика «Газпрома». Следственный комитет возбудил дело о беспорядках и проверяет отчетность подрядчика
Читать на полной версииСтроители Амурского ГПЗ 13 июля взбунтовались и разгромили площадку. Они жалуются, что им не заплатили обещанных денег: суммы оказались в десятки раз занижены. Виновным они считают турецкого подрядчика «Газпрома».
Разбросанная арматура, перевернутые автомобили и битые стекла вагончиков — так выглядела стройплощадка Амурского ГПЗ после того, как по ней прошли около 300 рабочих. Потом они устроили погром в офисных помещениях — опрокидывали шкафы, телевизоры и компьютеры, срывали кондиционеры и огнетушители. Далее двинулись в местные супермаркет, столовую и общежитие. В соцсетях — десятки видеозаписей с беспорядками, сделанных самими рабочими.
Местная охрана унимать толпу не рискнула, пришлось вызывать ОМОН. Сейчас территория оцеплена, бунт усмирен, на месте работают следователи и криминалисты. Возбуждено уголовное дело по статье о массовых беспорядках. Поначалу сообщалось, будто рабочие собрались, чтобы требовать повышения зарплаты. В соцсетях и СМИ писали, что, напротив, бунт из-за того, что уже три месяца не платят. Ситуацию комментирует журналист из Амурской области Оксана Руденко.
Оксана Руденко журналист из Амурской области «В официальных комментариях говорится, что они требуют повышения зарплаты. Неофициально — эта информация пока не подтверждена — людям обещали доплаты за работу во время пандемии, но этих доплат они не получили. Из-за этого произошла вся эта ситуация. Эти вахтовики — иностранные рабочие из разных стран: СНГ, Турция».
Организация, обвиненная рабочими в неуплате, это Renaissance Heavy Industries, турецкий подрядчик «Газпрома». Каких-либо комментариев она не давала. Пресс-служба Амурского ГПЗ ограничилась словами, что причина погромов — в финансовых претензиях.
Сейчас следователи проверяют бухгалтерскую отчетность и сообщения о задержках выплат. Business FM поговорила с Русланом (имя изменено), руководителем компании по подбору персонала, которая ранее искала сотрудников на эту стройку. Рабочие взбунтовались, когда им заплатили в десятки раз меньше оговоренного, поясняет Руслан.
«Да, это были наши клиенты, которые были отправлены на Амурский ГПЗ. Скажем так, они не получили обещанные деньги. Когда мы последний раз выходили с ними на связь, они сказали, что заплатили там в десятки раз меньше, чем обещали. Выплатили в районе девяти тысяч рублей. Я не могу хаять какую-то из компаний, просто в России живем. То есть людей набирают на работу, и там есть окладная часть, есть премиальная часть, есть коэффициент. Но люди рассчитывали, что будут получать оговоренное с ними устно».
По версии Следственного комитета по Амурской области, между рабочими из Узбекистана и руководством подрядчика «возникли разногласия о возмещении расходов по оплате патентов на трудовую деятельность». Оплата этих патентов обходится чуть более чем в пять тысяч рублей в месяц.
Соответственно, за три месяца на каждого рабочего набралось около 16-17 тысяч рублей, которые подрядчик обещал возместить, но этого не сделал. По закону он и не обязан это делать — обычно рабочие сами оплачивают патенты, но, видимо, в данном случае были некие договоренности. При этом головной офис «Газпрома» ситуацию предвидеть не мог, говорит проректор Финансового университета Александр Сафонов.
Александр Сафонов проректор Финансового университета «У того же самого «Газпрома» или у какой-то другой компании нет возможности залезать в кухню субподрядчиков или подрядчиков, потому что это независимые юридические лица. А уж как там выстраивает свои отношения с работниками подрядчик, это его личное дело, заработная плата. А здесь понятно, две вещи сошлись в один момент: первое — это иностранный подрядчик, который на территории РФ работает по собственным понятиям. Кстати, характерно. И второй момент — большинство мигрантов не знают своих прав».
По словам эксперта, когда требуется нанять большое количество людей, крупные компании предпочитают отдать это дело посредникам, частным агентствам занятости. Потом бухучет уходит в ведение субподрядчика. Отсюда регулярные скандалы, связанные с тем, что кто-то кому-то недоплатил.
Если бы иностранные рабочие обратились в трудовую инспекцию, восстановление их прав прошло бы намного быстрее, уверен эксперт. Там все решается довольно просто: два административных штрафа, назначенных судом, и руководитель структурного подразделения теряет свою должность. А зарплаты находят своих обладателей в любом случае.