«Слишком экстравагантный». Знаменитый дом-яйцо вновь выставили на продажу
Дом расположен в Басманном районе Москвы. За него просят 433 млн рублей. Покупатели в очередь не выстраиваются. Почему?
Читать на полной версииОбновлено в 19:05
Символ лужковской Москвы — знаменитый дом-яйцо в Басманном районе — снова выставили на продажу за 433 млн рублей. Это для него рекорд. Ценник за год вырос на 26 млн рублей, но покупать его по-прежнему никто не хочет. Новое объявление о продаже обнаружил телеграм-канал Mash.
Дом в форме яйца Фаберже, отделанный красной и белой керамической плиткой, в начале нулевых создали московские архитекторы Сергей Ткаченко и Олег Дубровский. Это отдельно стоящий особняк в четыре уровня, его площадь 342 квадратных метра, он вплотную примыкает к многоэтажному дому рядом, хоть и стоит на отдельном участке. Есть лифт, купольная мансарда.
Можно жить в самом центре Москвы в доме, возле которого часто задерживаются экскурсионные группы. Проблема в том, что все в нем чересчур, он слишком экстравагантный для сегодняшнего дня, говорит архитектор, генеральный директор «Стрелка Архитектс» Дарья Парамонова.
— Этот объект знаковый для своего времени точно так же, как известный дом Мельникова. Может быть, странно сопоставлять эти два объекта. На самом деле, они оба прекрасно отображают то время, в которое были построены, ценности, которые были на тот момент, течения, которые были в архитектуре. Дом-яйцо еще уникален для вообще строительства этого времени тем, что это отдельный дом для одной семьи. Таких объектов в то время почти не строилось. А если говорить про его внешний вид, внешне он уникален. В это время у архитектуры была задача как можно сильнее, как можно ярче заявить о себе, быть отличной от советской эпохи в целом.
— Раз уж такой уникальный, почему никто не решился приобрести?
— Есть, наверное, какой-то предел этой уникальности, о которой мы говорим. И его гротескная, ироничная, чрезмерная форма, вот этот язык, на котором он говорит, он из-за своей экстравагантности просто не нашел себе достаточно смелого и достаточно обеспеченного хозяина. Я могу предположить, что в таком доме мог бы жить какой-то действительно очень обеспеченный и крайне творческий человек, но, наверное, нет у нас с вами в Москве пока еще такого талантливого и обеспеченного.
Продать дом еще в 2011 году пыталась компания Praedium, ее управляющий партнер Александр Ошурко рассказал Business FM, почему это была безуспешная затея.
Александр Ошурко управляющий партнер компании Praedium «На тот момент его владелец попросил нас поискать покупателя на этот интересный особняк среди владельцев офисной недвижимости. Не смогли они тогда его продать как жилой объект и решили пересмотреть концепцию. Попробовали поискать интересанта среди владельцев офисных зданий, но это достаточно сложно оказалось, такой специфичный дизайн, немногие бизнесмены, которые могут купить себе особняк, были готовы размещать в нем свою представительскую составляющую. А для рабочего офиса он не подойдет по планировочным решениям: красивый, круглый, но бестолковый. Ровно такие же ощущения и у тех, кто использовал его по его прямому назначению — для проживания. Окон относительно мало, форма неудобная для проектирования в нем проживания. Любое решение в нем становится ограниченным и малофункциональным. Да, он вызывает интерес, он нравится с точки зрения вида, но дом крайне неэффективен внутри. Наверное, если бы цена была другая, возможно, кто-то его всего-таки купил и сделал бы в нем что-то интересное. Сейчас цена достаточно высокая, еще больше, чем тогда, а возможностей для его использования новых так и не появилось. Ситуация с его продажей обречена на поиск того единственного и неповторимого владельца, который придумает какую-то чудесную концепцию, купит его и будет использовать».
Москвоведы относятся к этой постройке с уважением, это объект для исследования целой эпохи. Дом давно вошел в путеводители по интересным местам Москвы. А над низким покупательским интересом к нему шутят, что никто не хочет каждое утро выходить из яйца или возвращаться в яйцо вечером.
Но причины еще и в изменении потребительского поведения. Дом, кроме того что странный, он еще и совершенно неликвидный, считает эксперт рынка элитной жилой недвижимости Алексей Сидоров.
Алексей Сидоров эксперт рынка элитной жилой недвижимости «В Москве нет ничего похожего на сегодняшний день. Формат некоего жилого особняка — это тоже на сегодняшний день формат, который можно назвать эксклюзивным, потому что жилых особняков, тем более в более-менее приличном районе в составе жилого комплекса, здесь не так много. Поэтому текущие собственники решили, во-первых, повысить стоимость, а во-вторых, вывести его опять на рынок. Почему он не продается? Он слишком экстравагантный для сегодняшнего рынка. Когда этот объект строился, времена были совсем другие, люди чувствовали себя более раскованно в вопросах траты денег на себя любимых. Тогда такой объект был востребован. Сейчас покупатели, в том числе в премиальном и в элитном сегменте, ведут себя абсолютно по-другому, абсолютно рационально. Попыток купить что-то экстравагантное, потратив на это огромные для сегодняшнего дня деньги, все-таки 400 с лишним миллионов рублей, и покупать заведомо неликвид, потому что вы останетесь если не последним, то крайним покупателем и владельцем этого предложения, гарантия практически стопроцентная. Удобство пользования этим объектом принесено в жертву экстравагантности архитектуры, потому что это несколько этажей, круглая планировка, она всегда нерациональна и очень неудобна, плюс люди у нас перестали любить многоуровневое жилье».
Эксперты не исключают, что дом-яйцо спустя годы ждет судьба музея начала нулевых. Остается только дождаться исторического статуса для этой эпохи, и монетизация этой идеи станет возможной.