Турция 10 июля может объявить о преобразовании храма-музея Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Об этом пишут турецкие СМИ. Ранее в правящей турецкой Партии справедливости и развития говорили, что рассчитывают на открытие собора Святой Софии для богослужений мусульман к 15 июля — четырехлетней годовщине попытки госпереворота в Турции.

Идея превращения собора-музея в мечеть вызвала крайне негативную реакцию в Греции. Там предложили сделать в доме первого президента Турции Ататюрка в Салониках музей геноцида понтийских греков. С такой инициативой выступила парламентская партия «Греческое решение».

Против изменения статуса собора Святой Софии высказались Франция и США. Но этот вопрос — внутреннее дело Турции, отмечает профессор Университета Сютчу Имам, турецкий политолог Тогрул Исмаил.

Тогрул Исмаил профессор Университета Сютчу Имам, политолог«Вопрос, получается, такой, как будто турки делают христианский храм мечетью. Он уже 600 лет назад стал мечетью. И сейчас вопрос о том, что мусульмане в Турции хотят провести это символически, чтобы он открыт был для мусульман как мечеть, потому что это имеет духовное значение. Ничего не нарушается, не разрушается. Это было мечетью, музеем, так и останется. Там фрески все будут сохранены. Какое отношение имеет Франция к этой мечети, к зданию, какое отношение к этому имеет Греция? Я очень люблю Россию, но какое отношение имеет Россия к этой мечети? Это неправильно. Это культура Римской империи, а Османская империя себя считала продолжением Римской империи, и все сегодняшние мечети, даже в современной Турции, в Османской империи очень похожи на древнеримскую культуру. Здесь не идет речи об изменении какого-либо христианского, православного и так далее».

Ранее глава РПЦ патриарх Кирилл назвал превращение Святой Софии в мечеть угрозой истории России, а в российском МИД призвали Анкару к взвешенности в вопросе о статусе храма. Обращение приняли и депутаты Госдумы.

Как изменение статуса собора скажется на российско-турецких отношениях? Ситуацию комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Реакция Москвы высказывалась и со стороны представителей Русской православной церкви, и Государственная дума приняла обращение. Что касается последствий, российско-турецкие отношения, как мы знаем, невероятно сложные, запутанные и переплетенные. Там чего только нет. Но самое главное, что в силу обстоятельств, на Ближнем Востоке прежде всего, но и не только, Россия и Турция друг другу очень нужны. Это и Сирия, это и энергетические какие-то проекты, это и Ливия, где очень сложный пасьянс раскладывается, это и позиция по НАТО, довольно специфическая роль, которую Турция играет, и так далее. Короче, Турция — это очень важный партнер для России по целому ряду сложных, запутанных, конфликтных, но все-таки взаимосвязанных эпизодов. То же самое и Россия для Турции. Поэтому мы наблюдали на протяжении уже довольно длительного времени, нескольких лет как минимум, как вспыхивают очень острые конфликты, включая в начале этого года в Сирии, вокруг Идлиба, которые имеют потенциал для того, чтобы отношения просто обрушить. Но этого не происходит, потому что стороны находят возможность каким-то образом их урегулировать. Опять же, по причине того, что они друг другу очень нужны. Я думаю, что осадок останется, но никаких последствий для отношений политических и практических от решения по Софии не будет».

Собору Святой Софии почти 1,5 тысячи лет. Он был построен в 537 году на месте древних христианских храмов. После падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть. В 1935 году по решению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка он стал музеем. В 1985 году был включен в состав памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын в интервью Anadolu заявил, что смена статуса собора Святой Софии никак не помешает желающим посетить его туристам.