«Некоторые очень серьезно потеряли в деньгах». В России упал спрос на медицинские маски
«Материалы оплаченные, работники оплаченные, а продукция не востребована», — говорит учредитель компании «ФЭСТ» Владимир Михайлов
Читать на полной версииВ России просел спрос на медицинские маски, и теперь те, кто резко нарастил производство, столкнутся с большим вызовом. Об этом сообщили в Минпромторге. «Мы предполагали, что все это быстро закончится, поэтому не стали резко наращивать производство масок», — говорит официальный представитель компании Resid Алена Неверт.
Так и случилось, спрос резко упал, особенно за последние пару недель, рассказывают предприниматели. Больших прибылей получить не удалось. Во-первых, резко подорожали материалы, был дефицит. Во-вторых, государство очень жестко следило за тем, чтобы производители держали цены. Но было достаточно компаний, которые рискнули, вложились в производство масок — и проиграли, говорит Алена Неверт.
Алена Неверт официальный представитель компании Resid «Вы знаете, у нас нет, но мы слышали истории о том, что люди и станки покупали, и оперативно пытались наладить производство, у кого-то потери очень серьезные. Потому что закупку произвели, отладку вообще не успели сделать, и сейчас, соответственно, все идет на спад. То есть некоторые люди очень серьезно потеряли в деньгах, они вложились, и многие потеряли еще и на сырье. Мы тоже с этой ситуацией столкнулись, пытаемся ее решить, потому что был период, когда очень нужно было сырье, ни у кого не было этих резинок, чтобы сделать маски. И в итоге у нас часть закупленного сырья по очень высоким ценам до сих пор не реализована, а сейчас уже цена на него упала».
Примерно об этом рассказал и глава Минпромторга Денис Мантуров. Как он обтекаемо выразился, для предприятий, нарастивших производство масок, падение спроса станет большим вызовом, с которым надо совместно справляться. Вот только, как это сделать, министр не пояснил.
Теоретически это мог бы быть госзаказ, но нужно ли государству закупать в огромном количестве маски, когда число заражающихся падает, выздоровевших становится все больше, а врачи постепенно возвращаются к своей обычной работе? Когда пандемия только началась и маски нужны были решительно всем, то звучали предположения, что профильные предприятия хорошо заработают.
Мы, производя маски, работали в убыток, объясняет ситуацию учредитель компании «ФЭСТ» Владимир Михайлов. Один из плюсов в том, что люди были заняты, не пришлось сокращать персонал. Что же касается баснословных прибылей, то нашлись те, кто действительно хорошо заработал, говорит Владимир Михайлов.
Владимир Михаилов учредитель компании «ФЭСТ» «Продукция нашита, материалы оплаченные, работники оплаченные, а продукция не востребована, и прежде всего здесь заработали не столько производители, сколько те, кто перекупал эту продукцию, потому что, когда мы в ноябре покупали одноразовые маски, они стоили по 70-80 копеек, а в марте мы их закупали для комплектации аптечек уже по 35 и по 50 рублей. Мы закупали не у производителей, а у тех, кто перекупает, понимаете? Вот в основном кто заработал-то, перекупы, сегодня купил, завтра продал. А те, у кого длинный производственный цикл, те, кто организовал производство… Как всегда, производство в нашей стране убыточно. И эти точно так же будут в убытке».
В конце марта в Минпромторге говорили, что в начале апреля производство масок в России нарастят до 5 млн штук в сутки. В середине апреля их делали уже 8 млн в сутки, а сейчас, по словам Дениса Мантурова, 18 млн штук. Возможно, эта продукция была бы и дальше востребована, тем более что масочный режим в той же Москве до сих пор не отменен.
Вот только практика показала, что граждане стали плохо его соблюдать. То ли сознательности не хватило, то ли виновата теплая погода. И плюс к этому есть подозрение, что государство поработало в привычном для себя стиле. Сначала у нас дефицит каких-то товаров, а потом наделают столько, сколько уже никому не нужно. И это касается далеко не только масок. Принципиально такая ситуация ничем не отличается от перепроизводства гречки или сахара.