«В уязвимом положении». Мигранты с трудом пережили карантин в России
О сложном положении иностранцев заявили в РАНХиГС. Работы или зарплаты во время пандемии лишились три четверти мигрантов. Кроме того, люди не могут вернуться домой
Читать на полной версииМигранты с трудом пережили карантин в России, но домой вернуться не могут. В среду, 8 июля, протестующие мигранты перекрыли переулок в районе метро «Баррикадная» возле посольства Таджикистана. Как сообщает Varlamov News, люди потеряли источники дохода в России, а вывозных рейсов в Таджикистан не будет до конца месяца.
Ранее об уязвимом положении иностранцев в России заявили в РАНХиГС. Согласно результатам проведенного исследования, работы или зарплаты во время пандемии коронавируса лишились три четверти мигрантов.
Как говорится в исследовании РАНХиГС, основанном на опросе россиян и иностранцев, мигранты в два раза чаще теряли работу (40% против 23%) и в полтора раза чаще уходили в неоплачиваемый отпуск (35% против 25%) во время карантина.
Если сложить эти показатели, получится, что сохранить зарплату удалось только одному из четырех иностранцев, а остальные остались без доходов вообще. Об очередях на работу курьером в условиях отсутствия материальной помощи рассказывает мигрант из Сирии, сопредседатель Российско-сирийского общества Ваддах Ал-Джунди.
Ваддах Ал-Джунди мигрант из Сирии, сопредседатель Российско-сирийского общества «Помощь только от землячеств. Нет таких фондов, которые помогают. А по бизнесу, если про мелкий бизнес, например шаверма, вот они более-менее работали. Но уже вся страна стала продавать шаверму. Все рестораны стали открывать двери и продавать на доставку. Например, даже очереди есть, чтобы работать, допустим, в «Яндексе». Это для студентов как раз работа — «Яндекс» или другие сервисы доставки, но не так все просто».
Наибольший урон был нанесен так называемому прекариату, представителям рабочего класса без надежного трудоустройства — именно к этой категории можно отнести большинство иностранных работников. Ситуацию комментирует руководитель группы исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер.
Евгений Варшавер руководитель группы исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник РАНХиГС «По многим причинам, на которые в том числе согласны сами мигранты, мигранты в большей степени занимают временные позиции, которые, например, позволяют им в тот момент, когда нужно поехать домой, поехать домой, но одновременно это позволяет работодателю довольно беспроблемно уволить тех сотрудников, которые им не нужны. И это в американской социологии называется вторичный рынок труда, который противопоставляется первичному — защищенному, с большими зарплатами и так далее».
В исследовании говорится, что в карантин в России стали появляться фонды продовольственной помощи, посредством которых те, кому повезло больше, помогали соотечественникам или другим мигрантам. А вот Абдель из Иордании, который работает переводчиком и преподает английский, карантин пережил почти без потерь.
«Для меня почти ничего не изменилось — я работаю удаленно на фрилансе, так что мне было куда проще. Проблемы, конечно, были. Число клиентов сократилось, мои доходы упали, но в целом мы справились. Пришлось немного экономить ресурсы, конечно. Например, когда я ходил в магазин, я уже не брал три-четыре плитки шоколада, сладкого я не брал вообще».
Несмотря на потерю доходов, иностранцы эффективно помогали России бороться с пандемией. По данным РАНХиГС, мигранты серьезнее респондентов-россиян относились к вирусу, чаще отвечали, что «точно вызовут» скорую при симптомах COVID-19, и реже признавали в анкете нарушение карантина. Продолжает Евгений Варшавер.
«Это связано с тем, что в тот момент, когда ты оказываешься в уязвимом положении, в целом ты будешь пытаться соблюдать правила, если эти правила позволяют тебе избежать каких-то негативных последствий этой ситуации. Собственно, вот мигранты в большей степени и соблюдали эти меры. Хотя обыватель действительно подумает и скажет, что как же так, я же их видел, они были без масок, они ходят толпами, но статистика этого не подтверждает».
Также в РАНХиГС озвучили рекомендации, призванные помочь не только самим мигрантам, но и экономике страны. Среди прочего ученые предлагают разрешить обладателям миграционных патентов работать в любых регионах и по любым специальностям, быстрее заполнить лакуны занятости, в частности в сельском хозяйстве.
Кроме того, авторы исследования призывают активизировать трансферы для тех, кто хочет покинуть Россию, что особенно актуально на фоне акции у посольства Таджикистана.