Поручительство жены Чубайса не спасло замминистра от ареста
Суд отправил в СИЗО замглавы Минобрнауки Марину Лукашевич и чиновника Россотрудничества Михаила Попова. Поручителем за первую готова была стать супруга главы «Роснано» Анатолия Чубайса кинорежиссер Авдотья Смирнова
Читать на полной версииТверской суд Москвы арестовал заместителя главы министерства образования и науки Марину Лукашевич и бывшего начальника департамента министерства Михаила Попова. Следствие подозревает их в хищении более 50 млн рублей, выделенных в рамках пяти госконтрактов на проведение научно-образовательных работ. МВД усмотрело в работах плагиат, низкий уровень новизны и отсутствие научной ценности.
Сама Марина Лукашевич на заседании обвинения в свой адрес отвергла. Адвокаты предлагали за нее залог в 3 млн рублей, а также просили отпустить под поручительства авторитетных людей.
Избрать меру пресечения Марине Лукашевич и Михаилу Попову удалось со второй попытки. Слушание должно было состояться еще 3 июля, но следователь попросил время, чтобы представить обосновывающие материалы. И когда адвокаты чиновницы 6 июля вечером стали говорить, что это была их инициатива, судья уличила их в передергивании фактов.
Представитель Главного следственного управления столичной полиции практически не выступал в суде. Ходатайство об аресте зачитала судья Мария Сизинцева. В нем следствие приводило доводы о том, что чиновница может скрыться, поскольку ее загранпаспорт не нашли. Кроме того, Лукашевич, по мнению следствия, может воспользоваться своим должностным положением, чтобы помешать расследованию и надавить на свидетелей.
От себя лично следователь добавил, что сбор доказательств продолжается, пока не все соучастники установлены, а вменяемое Лукашевич преступление не относится к предпринимательской деятельности. Помимо этого, следователям предстоит допросить целый ряд свидетелей из числа подчиненных фигурантки.
Пять контрактов
По ходу заседания стало известно, что МВД предъявляет претензии к пяти госконтрактам, которые были заключены в 2016 году, когда Лукашевич являлась генеральным директором ООО «Центр развития науки». На проведение научно-образовательных работ ее фирме из бюджета перечислили 49 млн 185 тысяч рублей.
В свою очередь, компания заключила договоры с подконтрольными индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в интересах Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако эксперты констатировали, что работы имеют «низкий уровень новизны» и «не представляют научной ценности». Кроме того, имел место плагиат: часть материалов была взята из «студенческих рефератов и учебников», а работы «были выполнены формально». Сумму ущерба следствие оценило в 50 млн 380 тысяч рублей.
Сама Марина Лукашевич выступила в суде первой. Она раскритиковала экспертов следствия, сказав, что у них полностью отсутствует «понимание научной сферы». «Я впервые вижу, что нельзя использовать открытые источники, нельзя их использовать в разделе списка и это будет отнесено к плагиату», — возмутилась подозреваемая.
Чиновница похвалилась, что созданные в рамках госконтракта разработки во время пандемии использовал оперштаб по борьбе с коронавирусом. Благодаря этому Минобразования в кратчайшие сроки смогло организовать качественную работу учебных заведений, сказала она.
Авторитетные поручители
Ее адвокаты Елена Беньковская и Владимир Исаев убеждали суд ходатайство следствия отклонить. Ранее они приобщили целый ряд положительных характеристик фигурантки. Елена Беньковская отметила, что ее клиентка «осознает всю степень ответственности за происходящее и готова уйти в отпуск или даже написать заявление об увольнении по собственному желанию», дабы ее не заподозрили в использовании служебного положения. «Материалы дела характеризуют ее как человека грамотного, ответственного и надежного. Она не похожа на человека, который завтра убежит», — сказала адвокат, уверяя, что ее клиентка заинтересована в установлении истины по делу.
А ее коллега Владимир Исаев отмечал, что госконтракты были обеспечены госгарантией, прошли госэкспертизу, каких-либо замечаний со стороны Федеральной антимонопольной службы к ним не было.
Адвокаты просили избрать их клиентке меру пресечения, не связанную с лишением свободы: домашний арест, подписку о невыезде, личное поручительство или залог в сумме 3 млн рублей, которые готово было внести некое третье лицо.
Поручителями же за Марину Лукашевич готовы были выступить супруга Анатолия Чубайса, кинорежиссер и президент фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова, заслуженный профессор Московского государственного университета психолог Александр Асмолов, а также председатель общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития РФ «Образование» Александр Рудик.
«Сфальсифицированные работы»
Однако прокурор Гаянэ Григорян поддержала ходатайство следователя, а представитель МВД в ответ на возражения фигурантки сказал, что следствие предъявляет претензии не к качеству выполненных фирмой работ. По его словам, они все «были полностью сфальсифицированы», начиная от заявок на участие в конкурсе и кончая сведениями об исполнителях работ. «Исполнители говорят, что работы и отчеты не проводили, подписи от их имени подделаны», — подчеркнул следователь.
В итоге судья санкционировала арест чиновницы до 16 августа. По аналогичному сценарию прошло заседание по избранию меры пресечения ее предполагаемому подельнику — бывшему начальнику департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки, а ныне чиновнику Россотрудничества Михаил Попову.
Ходатайство о его аресте рассмотрел судья Станислав Минин. Следствие утверждает, что Попов обеспечил приемку выполненных работ. Он же распределял похищенные и обналиченные денежные средства между соучастниками.
Его адвокат Виталий Басов просил избрать своему клиенту домашний арест, запрет определенных действий или отпустить под залог в размере 1 млн рублей. «Как мы понимаем, подозрения вызывают пять контрактов, однако к двум из пяти Попов не имеет никакого отношения, ими занимался другой департамент», — заявил защитник. Но суд счел ходатайство следствия обоснованным.
Кстати, в материалах дела звучала фамилия брата Михаила Попова Николая Попова. Как стало известно Business FM, он также проходит по делу как подозреваемый и был арестован 4 июля.
Из оглашенных материалов следовало, что на должность генерального директора ООО «ЦРН» в 2016 году был назначен курьер Сергей Стефанишин, который заявил, что лишь номинально занимал руководящую должность и периодически подписывал документы. Кстати, сама Марина Лукашевич в суде утверждала, что лишь несколько месяцев была генеральным директором компании с июня 2016 года и покинула должность в 2017 году. Она утверждала, что имела отношение к трем из пяти контрактов.
Адвокат Лукашевич Владимир Исаев говорит, что его подзащитной не ясны выдвинутые подозрения, а следователи с момента возбуждения дела (2 июля) уже несколько раз поменяли версию.
Владимир Исаев адвокат «До настоящего момента ввиду того, что обвинения не предъявлены, сложно сказать, в чем конкретно обвиняют нашу подзащитную, поскольку версия, которая изложена в ходатайстве, говорит о том, что контракты частично не исполнены. Сегодня в ходе судебного заседания следователь сказал, что, по его информации, данные контракты как бы вообще были не нужны Министерству образования, и с чем это связано и как это мотивировано, непонятно, соответственно. Также, насколько я помню, была высказана версия о том, что результаты были не такие, которые должны. Поэтому что именно следователь предъявит, мы только можем предположить — что-то из этих трех версий».
Адвокаты заявили, что намерены обжаловать решения об аресте подзащитных. В течение десяти дней фигурантам — Лукашевич и братьям Поповым — должны предъявить официальное обвинение или освободить. Лукашевич и Попову инкриминируют мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы (ч. 4 ст. 159 УК РФ), за которое им грозит до десяти лет колонии.