Санкт-Петербург — новый эпицентр коронавируса в России?
Заболеваемость в городе за минувшую неделю выросла почти на треть — с 220 до 280 диагнозов в сутки, а прирост погибших держится выше московских показателей
Читать на полной версииДо полусотни смертей в сутки и рекордная оценка летальности — Санкт-Петербург становится новым эпицентром коронавируса в России. Прирост погибших в городе держится выше московских показателей почти неделю.
Санкт-Петербург попал в заголовки на прошлой неделе, когда город сначала обогнал Москву по числу новых умерших от коронавируса, а потом превысил московские показатели в два раза. К 6 июля в Северной столице умирали более 40 человек в сутки, а в Москве — около 20.
При этом власти Санкт-Петербурга настаивают, что сравнивать цифры нельзя. Как заявили «Интерфаксу» в пресс-службе городского комитета по здравоохранению, «это смерти, которые, в отличие от Москвы, не произошли за последние сутки». По данным ведомства, цифра включает в себя и актуальные данные, и данные комиссий по анализу летальных исходов, которые охватывают случаи за месяц, а иногда включают апрель и май.
Пояснений относительно того, почему петербургская методика подсчета отличается от московской, озвучено не было. Ситуацию комментирует руководитель фракции «Яблоко» Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский.
Заболеваемость в Санкт-Петербурге за минувшую неделю выросла почти на треть — с 220 до 280 диагнозов в сутки, хотя и остается вдвое ниже майских максимумов. Число погибших на душу населения все еще ниже, чем в Москве: 2,5 человека на миллион жителей против трех человек в столице.
Но наиболее пугающей особенностью вспышки в Санкт-Петербурге можно назвать оценку летальности вируса. В среднем по стране показатель составляет 1,5%, в Москве — 1,7% и только в двух регионах превышает 2%: в Дагестане (чуть менее 5%) и Санкт-Петербурге (почти 5,5%).
О причинах рекордной оценки летальности от числа выявленных случаев рассуждает доцент МГУ и Высшей школы экономики Михаил Тамм, который на протяжении всей пандемии составлял математические модели и прогнозы распространения вируса.
Михаил Тамм доцент МГУ и Высшей школы экономики «Обычно высокая смертность означает, что выявляется мало случаев, что недостаточное тестирование, на самом деле число случаев намного больше, чем официально заявлено. И в случае с Санкт-Петербургом мы знаем даже об этом лучше, чем где-либо, потому что там проведены довольно подробные репрезентативные тесты на антитела, и вот по этим тестам, которые были, я уже не помню, сколько недель назад, две-три, там было 6% населения переболевших, и это намного больше, больше чем в десять раз, больше, чем на тот момент было зарегистрированных случаев. И это, в общем, наверное, может объяснять ситуацию со смертностью, потому что это означает, что просто тестирования недостаточно, очень много людей переболели в относительно легких формах, без того, что они попали в статистику, и, таким образом, если вы их учтете, смертность будет ниже».
Российская статистика по числу заболевших не отражает общего числа носителей COVID-19 в стране уже более месяца. Как говорится в рекомендациях Минздрава от 27 мая за подписью замминистра здравоохранения Евгения Камкина, выявление вируса при отсутствии у пациента жалоб следует расценивать как «носительство» и кодировать отдельной рубрикой Z22.8, которая не учитывается в статистике.
Поскольку нововведение не вызвало резкого обвала общероссийской заболеваемости, можно предположить, что регионы получили право интерпретировать рекомендацию самостоятельно, что объясняет кратные различия в оценках летальности.
Тем не менее мера может сыграть с отдельными регионами злую шутку. Кроме роста летальности искусственное занижение статистики по заболевшим вводит людей в заблуждение о масштабах вспышки и может подтолкнуть их игнорировать ограничения.